Сибирские огни № 12 - 1979

как доказывают свердловские экологи, дав­ но работающие здесь, зеленая площадь тун. дры почти не уступает районам среднерос­ сийской полосы, а по своим неиспользо­ ванным возможностям — это настоящее «хранилище озона». — Мы,— произносит Епхиев, и это «мы» надо услышать, на бумаге его не воспроиз­ ведешь, такой в нем заряд энтузиастской солидарности, который заставляет неволь­ но проникнуться уважением к этой силе, стоящей за простым местоимением,— мы не противники ни вертолетов, ни самолетов, ни вездеходов, ни гусеничного и автомо­ бильного транспорта, тем более платформ на воздушных подушках. Мы за комплекс­ ное транспортное освоение северных тер­ риторий, в котором летательный аппарат легче воздуха должен занять свое достой­ ное место. Слушаю Георгия Ивановича, и в общем- то горькие мысли рождаются. Почему на заре нашего промышленного развития, в первые послереволюционные годы, еще не ликвидировав результаты разрухи, мы мог­ ли создать дирижабли, одни из самых луч­ ших в мире? Почему эти летательные аппараты выпускают в ФРГ, Канаде, Фран­ ции, Японии? Ведь что-что, а деньги капи­ талисты считать умеют и не стали бы их безрассудно тратить на воздух в гелиевых оболочках. Разбухающие досье Епхиева о дирижаблях (газетчики пишут о них весь­ ма охотно) порождают вопрос: почему так робки мы в этом деле, почему топчемся на месте? ...Епхиев из Старого Надыма перебрался в Новый Уренгой. Улица Оптимистов, 14. Самый первый в будущем городе дом — шедевр первостроительной архитектуры: полтора этажа — гибрид вагончиков и жи­ лого дома. Один блок-вагончик на первом этаже — резиденция Епхиева. — Все с этого начинали,— горячо объяс­ няет он, уловив в моем взгляде критиче­ скую оценку несколько убогой обстанов­ ки.— Контору мы сдадим уже в этом году. Георгий Иванович перешел в систему Всесоюзного промышленного объединения «Тюменьгазпром», его назначили управля- ющим трестом «Уренгойгазстройдобыча». Тресту-младенцу предстоит вести обустрой­ ство эксплуатационных скважин, проклады­ вать дороги и благоустраивать «кусты сква­ жин», возводить для газовиков жилье, объекты соцкультбыта, промышленные со­ оружения. Созданное в тресте управление присту­ пило к возведению крупного сельскохозяй­ ственного комплекса: теплицы, коровники, свинарники. Понятно, что у управляющего хлопот по горло. Трест действительно младенец. По­ ка на ноги не подымешь,— писк, рев, тре­ бования, а что требует — не поймешь. Со­ циологи называют это стадией становления, но от перемены терминов сумма забот не уменьшается. Удобно ли спрашивать его сейчас о ди­ рижаблях? Удержаться я не могу. _ Как?1 — неподдельно удивляется Еп­ хиев.— Ты не слышал о Всесоюзной конфе­ ренции в Тюмени? — Слышать слышал... Снова разговоры? — Ну, это совсем другой разговор. Зна­ ешь, кто ее организовывал? Академия наук СССР, Госкомитет по науке и технике, гос­ плановский институт комплексных транс­ портных проблем, ЦАГИ. Фирмы! — И все о дирижаблях? V — Если бы! Просматривались вопросы развития всех видов транспорта до конца этого века. Наших там много было. На конференции в Тюмени сторонники дирижаблестроения выбрали Епхиева своим старшиной, «дуайеном». Он и с трибуны вы­ ступал больше других — два раза, а кулуар­ ных его выступлений никто не считал. Не будь его, может, и не смогли бы сторон­ ники «тихоходной авиации» внести в реше­ ния конференции «свой» пункт: «Объединить все ныне существующие об­ щественные проектно - конструкторские бюро и на их базе создать на государствен­ ных началах научно-экспериментальные бю­ ро с производственными базами в Моск­ ве, Ленинграде, Киеве и Свердловске». Это то, что необходимо в качестве пер­ вого практического шага. — Так тронулся ли, наконец, лед, Геор­ гий Иванович? — спросил я Епхиева, чело­ века, у которого много сегодняшних дел, но который не забывает о будущем, строи­ теля, земные заботы которого не закрыли ему обзор неба. — Он давно тронулся, но заторов много, и кое в каких местах бомбить надо. Мог бы человек позволить себе жить на­ много спокойнее. Но не хочет. И уж навер­ ное— не может жить спокойнее. Характер у него из тех, который обретает новые си­ лы, когда видит новое препятствие. Как там, у нашего любимого Хайяма? Горе сердцу, которое льда холодней, Не пылает любовью, не знает о ней. А для сердца влюбленного ■— день, проведенный Вез возлюбленной,— самый Пропащий из дней! Концовку этого очерка (а может — нача­ ло для нового) предоставила мне одна встреча. Игорь Алексеевич Киртбая — чело­ век в Тюменской области почти легендарный. Он возглавляет трест «Зёпсибэлектросеть- строй», электромонтажники которого про­ шивают высоковольтными ЛЭП тюменскую тайгу. Инженеры треста так организовали работу, что вдвое превысили отраслевые темпы прокладки линий электропередач. Они внедрили вертолетную технологию монтажа: пилоты помогают им ставить опо­ ры, раскатывать тяжелотонные провода и с ювелирной точностью (допуск 1,5 см) устанавливать фундаменты.' Из общей стои­ мости ЛЭП Сургут — Уренгой пятая часть пойдет на азиазатраты. «Умные» затраты, как считает управляющий. Кому, как не Киртбая, интересоваться проблемами соз­ дания аэростатического транспортно-мон­ тажного аппарата. Игорь Алексеевич в кур­ се всех дел, у него много друзей и знако­ мых во многих ОКБ. Трест совместно с фирмой «Оргэнергострой» ведет тему: при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2