Сибирские огни № 12 - 1979
вертолетом. Четыре двигателя от Ан-24 позволят ему развивать крейсерскую ско рость до двухсот километров и перевозить за рейс сто тонн грузов. «Гибрид» способен работать в режиме за висания, сможет доставлять на труднодо ступные для обычного транспорта строй площадки экскаваторы, бульдозеры, трубо. укладчики (не надо дожидаться января!), пучки стальных труб и целые блоки для со оружения газоперерабатывающих устано вок. «Уренгой» имеет специальный бункер, с помощью которого можно вести отсыпку грунта под площадки на заболоченных участках. — Расчеты приблизительные, предвари тельные,-^ объясняет Епхиев,— но каждый тонно-километр при использовании «Урен гоя» вдвое дешевле автоперевозок. Заме тил? Не авиа, а авто! Назови это «эффект дирижабля». «Уренгой» занял первое место на конкур се, который провели Министерство строи тельства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР совместно с цент ральным правлением НТО нефтяной и га зовой промышленности. Задача конкурса определялась так: создание техники, меха низмов и аппаратов, которые могли бы обеспечить круглогодичную прокладку ма гистральных трубопроводов в условиях се верной Сибири. Идея проведения конкурса — производ ное от решений надымской конференции. Однако «Уренгой» пока остается проек- том, рулоном ватмана с чертежами и рас четами. В полезности новых летательных аппаратов никто больше не сомневается, почти никто, но никто и не берется их строить. Конечно, проблема не столь и проста. Она потребует на первых порах значительных капиталовложений, которые окупятся го раздо позже. Необходимо решать и тех нические вопросы: создание прочностных оболочек, установок для выработки гелия в больших количествах и т. д. Естественно, потребуются и кадры для нового транс порта. Но если страна основательно взялась за освоение богатых северных широт, тэ, на верное, есть резон прикинуть, что в каж дый уголок привольно раскинувшихся «медвежьих углов» не проложишь БАМ, не настроишься аэродромов у каждого временного поселка. К Уренгою с юга, от Сургута, спешит же лезнодорожная трасса. Она упростит слож ную транспортную схему, но полностью для севера Западной Сибири проблему не решит. Ведь в эксплуатации находится всего три северных газовых месторождения, а откры то их более четырех десятков. А сколько в запасе еще «нераспечатанных» структур? Весьма труднодоступны районы полуост ровов— Ямала, Тазовского, Гыдана, Поляр ный Урал. А дальше — Таймыр, Якутия, Дальний Восток... Энтузиасты дирижаблестроения смотрят не только на Север. Известно, как загру жены железные дороги, особенно в Сиби ри. Крупнотоннажные летательные аппара ты, со скоростью втрое-вчетверо превы шающей локомотивную, могли бы до ставлять, скажем, большие партии автомо билей ВАЗа на Дальний Восток. Ведь тысячетонный дирижабль — не фантазия. Гидростроители с большими трудностя ми, со множеством перевалок везут в ра зобранном виде турбины на сибир ские реки. Дирижабль может взять турби ну в Ленинграде и доставить ее прямо к . месту монтажа. Не зря те, что отдают свой энтузиазм перспективной идее, отказываются от тер мина «дирижабль». Это уже не старая, пло хо управляемая и не совсем надежная кон струкция. Точное навигаторское оборудо вание позволяет аппарату легче воздуха совершать любой маневр, не всегда до ступный вертолету. Это — тихоход, н о— тяжелогруз. Для «Антеев» и Ил-76 нужно строить специальные аэродромы, для ди рижабля— только причальную антенну. Са мый грузоподъемный вертолет Ми-6 име ет полезную отдачу от 12 до 16 процентов. Имея вес более сорока тонн, он не может взять на расстояние в триста километров более пяти тонн груза, почти везет себя самого, «съедая» за полетный день около двадцати тонн авиационного керосина. По- лезная отдача дирижабля в три раза боль ш е— она ниже пятидесяти процентов не бывает. — Вы не забывайте вопросы экологии!__ Когда Епхиев начинает .горячиться, на лице яснее проявляется кавказский разлет его бровей. Заядлый охотник, он уже года четыре не берет в руки ружья, «переметнувшись» в лагерь активных защитников полярной живности и растительности. Районы освое ния на Тюменском Севере давно стали «краем распуганных птиц». Счет потерян ным, отторженным строителями, геолога ми, газовиками ягельникам — оленьим паст бищам продолжает расти. Ямало-Ненецкий округ, занимавший второе место в стране по поголовью оленей, после Чукотки, пере шел на третье, пропустив вперед Якутию. Если раньше лесотундра полыхала только от молний, то сейчас сухие августовские ягельники, тундровое редколесье занима ются от нечаянно брошенной спички, от искры идущего вездехода. Гари — черные раны на теле этой столь хрупкой и столь ранимой экологической системы, тундры, на которой «шрам» вездеходного следа за живает не один десяток лет. — Дирижабль — самый экологически приемлемый транспорт,— развивает свою мысль Епхиев.— Платформа на воздушной подушке, о которой так много говорят, но промышленного образца которой мы так и не видели, все равно требует для себя мощ ного тягача. Дирижабль никаких следов на земле не оставляет и не загрязняет атмо сферу так, как самолеты и вертолеты. Аргумент весомый. Если Север и назы вают «ледяной пустыней» — это все же пус тыня живая, в которой нашел себе место и песец, и белый медведь, и олень, и лем минг, По биологической продуктивности,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2