Сибирские огни № 12 - 1979

вертолетом. Четыре двигателя от Ан-24 позволят ему развивать крейсерскую ско­ рость до двухсот километров и перевозить за рейс сто тонн грузов. «Гибрид» способен работать в режиме за­ висания, сможет доставлять на труднодо­ ступные для обычного транспорта строй­ площадки экскаваторы, бульдозеры, трубо. укладчики (не надо дожидаться января!), пучки стальных труб и целые блоки для со­ оружения газоперерабатывающих устано­ вок. «Уренгой» имеет специальный бункер, с помощью которого можно вести отсыпку грунта под площадки на заболоченных участках. — Расчеты приблизительные, предвари­ тельные,-^ объясняет Епхиев,— но каждый тонно-километр при использовании «Урен­ гоя» вдвое дешевле автоперевозок. Заме­ тил? Не авиа, а авто! Назови это «эффект дирижабля». «Уренгой» занял первое место на конкур­ се, который провели Министерство строи­ тельства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР совместно с цент­ ральным правлением НТО нефтяной и га­ зовой промышленности. Задача конкурса определялась так: создание техники, меха­ низмов и аппаратов, которые могли бы обеспечить круглогодичную прокладку ма­ гистральных трубопроводов в условиях се­ верной Сибири. Идея проведения конкурса — производ­ ное от решений надымской конференции. Однако «Уренгой» пока остается проек- том, рулоном ватмана с чертежами и рас­ четами. В полезности новых летательных аппаратов никто больше не сомневается, почти никто, но никто и не берется их строить. Конечно, проблема не столь и проста. Она потребует на первых порах значительных капиталовложений, которые окупятся го­ раздо позже. Необходимо решать и тех­ нические вопросы: создание прочностных оболочек, установок для выработки гелия в больших количествах и т. д. Естественно, потребуются и кадры для нового транс­ порта. Но если страна основательно взялась за освоение богатых северных широт, тэ, на­ верное, есть резон прикинуть, что в каж­ дый уголок привольно раскинувшихся «медвежьих углов» не проложишь БАМ, не настроишься аэродромов у каждого временного поселка. К Уренгою с юга, от Сургута, спешит же­ лезнодорожная трасса. Она упростит слож­ ную транспортную схему, но полностью для севера Западной Сибири проблему не решит. Ведь в эксплуатации находится всего три северных газовых месторождения, а откры­ то их более четырех десятков. А сколько в запасе еще «нераспечатанных» структур? Весьма труднодоступны районы полуост­ ровов— Ямала, Тазовского, Гыдана, Поляр­ ный Урал. А дальше — Таймыр, Якутия, Дальний Восток... Энтузиасты дирижаблестроения смотрят не только на Север. Известно, как загру­ жены железные дороги, особенно в Сиби­ ри. Крупнотоннажные летательные аппара­ ты, со скоростью втрое-вчетверо превы­ шающей локомотивную, могли бы до­ ставлять, скажем, большие партии автомо­ билей ВАЗа на Дальний Восток. Ведь тысячетонный дирижабль — не фантазия. Гидростроители с большими трудностя­ ми, со множеством перевалок везут в ра­ зобранном виде турбины на сибир­ ские реки. Дирижабль может взять турби­ ну в Ленинграде и доставить ее прямо к . месту монтажа. Не зря те, что отдают свой энтузиазм перспективной идее, отказываются от тер­ мина «дирижабль». Это уже не старая, пло­ хо управляемая и не совсем надежная кон­ струкция. Точное навигаторское оборудо­ вание позволяет аппарату легче воздуха совершать любой маневр, не всегда до­ ступный вертолету. Это — тихоход, н о— тяжелогруз. Для «Антеев» и Ил-76 нужно строить специальные аэродромы, для ди­ рижабля— только причальную антенну. Са­ мый грузоподъемный вертолет Ми-6 име­ ет полезную отдачу от 12 до 16 процентов. Имея вес более сорока тонн, он не может взять на расстояние в триста километров более пяти тонн груза, почти везет себя самого, «съедая» за полетный день около двадцати тонн авиационного керосина. По- лезная отдача дирижабля в три раза боль­ ш е— она ниже пятидесяти процентов не бывает. — Вы не забывайте вопросы экологии!__ Когда Епхиев начинает .горячиться, на лице яснее проявляется кавказский разлет его бровей. Заядлый охотник, он уже года четыре не берет в руки ружья, «переметнувшись» в лагерь активных защитников полярной живности и растительности. Районы освое­ ния на Тюменском Севере давно стали «краем распуганных птиц». Счет потерян­ ным, отторженным строителями, геолога­ ми, газовиками ягельникам — оленьим паст­ бищам продолжает расти. Ямало-Ненецкий округ, занимавший второе место в стране по поголовью оленей, после Чукотки, пере­ шел на третье, пропустив вперед Якутию. Если раньше лесотундра полыхала только от молний, то сейчас сухие августовские ягельники, тундровое редколесье занима­ ются от нечаянно брошенной спички, от искры идущего вездехода. Гари — черные раны на теле этой столь хрупкой и столь ранимой экологической системы, тундры, на которой «шрам» вездеходного следа за­ живает не один десяток лет. — Дирижабль — самый экологически приемлемый транспорт,— развивает свою мысль Епхиев.— Платформа на воздушной подушке, о которой так много говорят, но промышленного образца которой мы так и не видели, все равно требует для себя мощ­ ного тягача. Дирижабль никаких следов на земле не оставляет и не загрязняет атмо­ сферу так, как самолеты и вертолеты. Аргумент весомый. Если Север и назы­ вают «ледяной пустыней» — это все же пус­ тыня живая, в которой нашел себе место и песец, и белый медведь, и олень, и лем­ минг, По биологической продуктивности,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2