Сибирские огни № 12 - 1979

На Тюменском Севере действуют мощ­ ные строительные тресты, газодобывающие организации, здесь ежегодно осваиваются многие миллионы рублей. Если поддержат тюменцы... — Есть идея,— предложил Епхиев Нес­ теренко.— Давай проведем большое со­ вещание. Но не в Москве, не в Ленингра­ де, даже не в Киеве. Со.беремся, так ска­ зать, прямо на месте действия — в Надыме. Приглашаю! „ — Жора! Зная твое хлебосольство, раз­ ве могу отказаться,— развел руками Геор­ гий Сергеевич. Конференция прошла, как принято выра­ жаться в подобных случаях, на высшем уровне. Строители — и те, кто возводит жилье, и те, кто сооружает крупные про­ мышленные комплексы, и те, кто прокла­ дывает трассы магистральных газопрово­ дов,— говорили о том, что имеющийся транспорт с большим напряжением справ­ ляется со всевозрастающим потоком гру­ зов. Стабильных дорог нет. Как бы ни вы­ ручали зимники,— они «могила» для технит ки. Самый новенький «Урал» в самых уме­ лых руках вряд ли продержится на зимниках больше трех сезонов. Хотя затраты и оку­ паются (опять это волшебное словечко!), не слишком ли все же дорого обходится Север государству? 3 решении конференции было записано два главных пункта: одобрить идею созда­ ния летательных аппаратов легче воздуха для применения их в условиях Севера и хо­ датайствовать о создании научно-исследо­ вательского учреждения, призванного ре­ шить проблему создания отечественного дирижабля. — Время агитации за новый вид воздуш­ ного транспорта миновало,— воодушевлен­ но. говорил Епхиев, закрывая надымскую конференцию.— Наступает период практи­ ческого воплощения научных идей и кон­ структорских расчетов в жизнь. Воодушевлен был не он один. Казалось, что это время — вот оно, на пороге. Встречаю Епхиева на трассе. Горячие де­ нечки: сдается первый на Уренгое газовый промысел. Управление Георгия Ивановича монтировало стодвадцатитрехкилометро- вый трубопровод от Уренгоя до действую­ щей газотранспортной системы Медвежье — Урал — Центр. У Епхиева красные глаза — за последнюю неделю он совокупно не наспал и одной нормальной ночи. У его «газика» вид такой же, как у хозяина,— взбудораженный. — Слушай.— Епхиеву для разгона пре­ дисловий не требуется.— Знаешь, что он мне заявил? — Кто? — Главный инженер нашего главка. — Что? — Он не верит, будто мы двадцатого ап­ реля начнем испытания! — Так сегодня как раз двадцатое. — Сегодня и начали. В ком он сомневал­ ся? Я не про себя, я про своих ребят. Орлы! Где твои друзья-поэты? Почему они не едут о них писать? Чемпионы! Ты знаешь, у меня Бедаров какой рекорд установил? За смену четыре километра двести метров трубы заизолировал. Уловил? За смену! Не за сутки. А сварщики? Ты зови-зови своих поэтов. Пусть они прославят. Благодатский, Китарь, Шарый, Вася Дзгоев... Они ж по­ следние две недели меньше километра не варили. Ты такое где-нибудь видел? И без перехода — не декламирует — поёт: Сомненья нет, что цель творенья — мы, Что разума источник зренья — мы. И если мирозданье наше — перстень, То лучшее в нем украшенье — мы. Прекрасно понимаю приподнятое настро. ение Епхиева, но профессиональная при­ вычка берет свое: — Георгий Иванович, а нельзя было обойтись без этого аврального вдохнове­ ния? Епхиев смотрит на меня пронзительно: — Вот-вот, я всегда говорил, что все вы такие, кабинетные писатели, У вас все гладко, четко', планово, урегулировано и снормировано. А ты знаешь, когда я смог выйти на трассу, на потолки *? В январе. Кто это придумал — двенадцать месяцев зима, остальное лето. Я бы ему голову сво­ ими руками оторвал. Ты знаешь, какой мяг­ кий декабрь стоял? Ноябрь еще хуже был. Болота не промерзли. Куда двинешься с нашей техникой? Вот и караулили темпера­ туру... А ты знаешь, что такое Западно-Си­ бирский коридор? В учебниках не ищи —- это я придумал. Посмотри на карту: там от Обской губы почти до Сургута голая тунд­ ра, открытая всем ветрам. Сорок пять ки­ лометров. От сорок первого пикета до во­ семьдесят шестого. Зимник заносит.,. Все, что наварим, моментально заносит. Это те­ бе не коридорчик в студенческом общежи­ тии, где ты целовался... Епхиев ютходчив. Гнев его проходит бы­ стро. — Ну, а как дирижабли, Георгий Ивано­ вич? — Приезжай в Старый Надым. Есть но­ вости. ...Никогда бы не подумал, если б не знал, что это кабинет не конструктора, а началь­ ника СМУ. На развешанных по стенам чер­ тежах и рисунках — дирижабли самых раз­ личных конфигураций. Сигарообразные, «спасательные круги», каплевидные, шары нормальные и приплюснутые. Вот целая связка шаров. Вот вообще что-то невооб­ разимое, напоминающее ленту Мёбиуса. Внизу данные грузоподъемности. Диапазон большой — от пятнадцати тонн до тысячи. — Не то разглядываешь,— добродушно усмехается хозяин кабинета.— Вот посмот­ ри эту простенькую конструкцию, Жора из Москвы прислал. Он спроектировал, Чечу­ лин и Норинский . Я делал расчеты по орга­ низации и методике применения этого «гиб­ рида» в условиях труднодоступной местно­ сти. Назвали «Уренгой». «Уренгой» действительно гибрид—. нечто среднее между «чистым» дирижаблем и1 1 Имеется в виду так называемая «пото­ лочная» сварка труб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2