Сибирские огни № 12 - 1979

пяти километров, можно «телевизифици- ровать» всю территорию Тюменской облас­ ти без помощи космических спутников свя­ зи, Телевизионный сигнал из Тюмени смо­ жет принять даже субарктическая Гыда. Но все же, на мой взгляд, самым убеди­ тельным, самым интересным был доклад, который сделал Инженер Епхиев. Может, мы, холодноватые, уравновешенные сиби­ ряки, не часто сталкиваемся с настоящим кавказским красноречием? Епхиев умеет говорить темпераментно, захватывающе. Но увлекал не пыл, увлекала обнажавшаяся правда, те извлеченные на свет и проана­ лизированные пресловутые издержки, яко­ бы неизбежные в таком гигантском деле, как освоение Севера. Георгий Иванович брал для примера транспортные расходы одного из типичных северных строительно­ монтажных трестов «Надымгазпромстроя». Из расходуемых за год на перевозку материалов и оборудования миллионов (!) рублей лишь шестая часть приходится на водный и автомобильный транспорт, кото­ рым перевозится 95—97 процентов всех грузов. Куда идут остальные пять шестых? На воздушный транспорт. А можно ли сегодня обойтись на Севере без «зо­ лотого» вертолета? Любой хозяйственник, самый рачительный, экономист до мозга костей, ответит вам: «Нет!» Труден до Севера путь. У заводов-по- ставщиков свои проблемы. Северяне ра­ ботают невиданными темпами. Зимой се­ вер отрезан от крупных промышленных баз на юге. А чтобы досрочно и в срок сда­ вать столь необходимые стране трубопро­ воды, газопромыслы, компрессорные стан­ ции, срочно нужны грузы. Они нужны сейчас. Вчера. Даже первокурсник эконо­ мического факультета без труда докажет, что досрочный ввод крупного промышлен­ ного объекта окупит самые, казалось бы, невероятные транспортные вложения. И летят, как гуси по весне, караваны на Север. Гордость отечественного авиастро­ ения— «Антеи», Ил-76, Ан-26, Ан-12, Як-40, Ми-6, Ми-8, Ми-10... Слово «окупит» обладает прямо-таки вол­ шебной силой. Перед ним пасует даже тот хозяйственник, что пытается экономить на санузлах. Но не заслоняет ли это чудодей­ ственное словечко других, более рацио­ нальных путей использования новых видов транспорта? В 1970 году Георгию Ивановичу подвер­ нулась брошюрка «Транспорт для бездо­ рожья». Он тогда первый год работал на Севе­ ре, переехав сюда со Ставрополья. Лет с тех пор минуло немало, автор брошю­ ры забылся, но одна фраза врезалась чет­ ко и надолго: «Сегодня всем тем требо­ ваниям, которые предъявляет Север к транспорту, могли бы удовлетворить дав­ но забытые, забытые без основания дири­ жабли». Прдозревал ли тот автор, что этой фра­ зой он мобилизовал в свой весьма немно­ гочисленный лагерь одного из самых ак­ тивных сторонников. Бывают, видимо, на свете фразы, которые на долгие годы что- то круто меняют в человеке. Может/в нем все уже подготовлено для такой переме­ ны, а фраза — просто детонатор? ...Детство Епхиева пришлось на время, когда эпоха «цеппелинов» прошла, но о них еще вспоминали часто. Для него, малень­ кого, дирижабли были прошлым. Но, ока­ зывается, воздушные мастодонты не ушли в историю, не всеми позабыты. Это застав­ ляло задуматься: от плохого отказываются сразу и навсегда. Георгий Иванович раскопал проспект на­ учно-практической конференции по но­ вым видам транспорта, которая .состоялась при Сибирском отделении Академии наук СССР еще в 1961 году. О чем говорили на этой конференции, что записали в ее ре­ шении? Документов Епхиев найти не смог, но в проспекте фигурировало имя директо­ ра Института геологии и геофизики СО АН СССР А, А. Трофимука. Как энтузиаст энтузиасту — инженер Епхиев написал ака­ демику Трофимуку. Ответ из Новосибирска не задержался. «К сожалению, Георгий Иванович, ни у меня, ни в нашей библиотеке я не смог ра­ зыскать интересующих Вас материалов. Но полностью согласен с Вами, считаю, что проблему создания в<3здухоплавательного транспорта надо ставить на общегосудар­ ственный уровень. Думаю, что Вам имело- бы смысл обратиться непосредственно к Вашему Министру строительства предприя­ тий нефтяной и газовой промышленности СССР тов. Б. Е. Щербине». Министру, кажется, писать было ранова­ то, но следовало разобраться, а каком ви­ де дирижабль перелетел из тридцатых го­ дов в семидесятые. Ведь если этот воздуш­ ный «динозавр» не вымер окончательно, он непременно должен приспособиться к эпохе НТР. Вскоре Георгий Иванович уже знал прак­ тически всех, кто в нашей стране занимает­ ся проблемами новых летательных аппара­ тов легче воздуха. Феноменальной памяти не потребовалось: действующих энтузиас­ тов оказалось не столь уж много. В Ленин­ граде это было общественное конструктор­ ское бюро во главе с Валентином Борисо­ вичем Мурычевым, в Новосибирске — группа Новикова и Левинзона. В Москве из нескольких групп Епхиев выделил сотруд­ ников своего тезки — Георгия Нестеренко. С киевлянами Георгий Иванович пока не познакомился. Еще один «дирижабельный» город — Свердловск — свел Епхиева с Д. 3. Бимбатом. Негусто... Новые друзья в один голос повторяли: — Если бы существовал научно-исследо­ вательский институт... Ученым-энтузиастам, жертвовавшим сво­ им личным временем и занимавшимся проблемой, которая ничего, кроме хлопот, а порой и насмешек, не приносила, требо­ валась помощь производственников. На первых порах даже не помощь — просто заинтересованность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2