Сибирские огни № 12 - 1979
пяти километров, можно «телевизифици- ровать» всю территорию Тюменской облас ти без помощи космических спутников свя зи, Телевизионный сигнал из Тюмени смо жет принять даже субарктическая Гыда. Но все же, на мой взгляд, самым убеди тельным, самым интересным был доклад, который сделал Инженер Епхиев. Может, мы, холодноватые, уравновешенные сиби ряки, не часто сталкиваемся с настоящим кавказским красноречием? Епхиев умеет говорить темпераментно, захватывающе. Но увлекал не пыл, увлекала обнажавшаяся правда, те извлеченные на свет и проана лизированные пресловутые издержки, яко бы неизбежные в таком гигантском деле, как освоение Севера. Георгий Иванович брал для примера транспортные расходы одного из типичных северных строительно монтажных трестов «Надымгазпромстроя». Из расходуемых за год на перевозку материалов и оборудования миллионов (!) рублей лишь шестая часть приходится на водный и автомобильный транспорт, кото рым перевозится 95—97 процентов всех грузов. Куда идут остальные пять шестых? На воздушный транспорт. А можно ли сегодня обойтись на Севере без «зо лотого» вертолета? Любой хозяйственник, самый рачительный, экономист до мозга костей, ответит вам: «Нет!» Труден до Севера путь. У заводов-по- ставщиков свои проблемы. Северяне ра ботают невиданными темпами. Зимой се вер отрезан от крупных промышленных баз на юге. А чтобы досрочно и в срок сда вать столь необходимые стране трубопро воды, газопромыслы, компрессорные стан ции, срочно нужны грузы. Они нужны сейчас. Вчера. Даже первокурсник эконо мического факультета без труда докажет, что досрочный ввод крупного промышлен ного объекта окупит самые, казалось бы, невероятные транспортные вложения. И летят, как гуси по весне, караваны на Север. Гордость отечественного авиастро ения— «Антеи», Ил-76, Ан-26, Ан-12, Як-40, Ми-6, Ми-8, Ми-10... Слово «окупит» обладает прямо-таки вол шебной силой. Перед ним пасует даже тот хозяйственник, что пытается экономить на санузлах. Но не заслоняет ли это чудодей ственное словечко других, более рацио нальных путей использования новых видов транспорта? В 1970 году Георгию Ивановичу подвер нулась брошюрка «Транспорт для бездо рожья». Он тогда первый год работал на Севе ре, переехав сюда со Ставрополья. Лет с тех пор минуло немало, автор брошю ры забылся, но одна фраза врезалась чет ко и надолго: «Сегодня всем тем требо ваниям, которые предъявляет Север к транспорту, могли бы удовлетворить дав но забытые, забытые без основания дири жабли». Прдозревал ли тот автор, что этой фра зой он мобилизовал в свой весьма немно гочисленный лагерь одного из самых ак тивных сторонников. Бывают, видимо, на свете фразы, которые на долгие годы что- то круто меняют в человеке. Может/в нем все уже подготовлено для такой переме ны, а фраза — просто детонатор? ...Детство Епхиева пришлось на время, когда эпоха «цеппелинов» прошла, но о них еще вспоминали часто. Для него, малень кого, дирижабли были прошлым. Но, ока зывается, воздушные мастодонты не ушли в историю, не всеми позабыты. Это застав ляло задуматься: от плохого отказываются сразу и навсегда. Георгий Иванович раскопал проспект на учно-практической конференции по но вым видам транспорта, которая .состоялась при Сибирском отделении Академии наук СССР еще в 1961 году. О чем говорили на этой конференции, что записали в ее ре шении? Документов Епхиев найти не смог, но в проспекте фигурировало имя директо ра Института геологии и геофизики СО АН СССР А, А. Трофимука. Как энтузиаст энтузиасту — инженер Епхиев написал ака демику Трофимуку. Ответ из Новосибирска не задержался. «К сожалению, Георгий Иванович, ни у меня, ни в нашей библиотеке я не смог ра зыскать интересующих Вас материалов. Но полностью согласен с Вами, считаю, что проблему создания в<3здухоплавательного транспорта надо ставить на общегосудар ственный уровень. Думаю, что Вам имело- бы смысл обратиться непосредственно к Вашему Министру строительства предприя тий нефтяной и газовой промышленности СССР тов. Б. Е. Щербине». Министру, кажется, писать было ранова то, но следовало разобраться, а каком ви де дирижабль перелетел из тридцатых го дов в семидесятые. Ведь если этот воздуш ный «динозавр» не вымер окончательно, он непременно должен приспособиться к эпохе НТР. Вскоре Георгий Иванович уже знал прак тически всех, кто в нашей стране занимает ся проблемами новых летательных аппара тов легче воздуха. Феноменальной памяти не потребовалось: действующих энтузиас тов оказалось не столь уж много. В Ленин граде это было общественное конструктор ское бюро во главе с Валентином Борисо вичем Мурычевым, в Новосибирске — группа Новикова и Левинзона. В Москве из нескольких групп Епхиев выделил сотруд ников своего тезки — Георгия Нестеренко. С киевлянами Георгий Иванович пока не познакомился. Еще один «дирижабельный» город — Свердловск — свел Епхиева с Д. 3. Бимбатом. Негусто... Новые друзья в один голос повторяли: — Если бы существовал научно-исследо вательский институт... Ученым-энтузиастам, жертвовавшим сво им личным временем и занимавшимся проблемой, которая ничего, кроме хлопот, а порой и насмешек, не приносила, требо валась помощь производственников. На первых порах даже не помощь — просто заинтересованность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2