Сибирские огни № 12 - 1979
Зашел Епхиев в отдел кадров, взял спи сок работников управления. Оказалось, что среди них есть и специалисты с дипломами педагогических институтов. В СМУ они, ес тественно, работали не по профилю. В луч шем случае — в технической библиотеке, в худшем — разнорабочими по последнему разряду. Когда они очутились вместе в епхиевском кабинете, не самые удавшиеся трассовики, то переглянулись: корпоративный дух вы ветрился еще не совсем. — Поняли, почему вы здесь? — поинте ресовался Георгий Иванович. — Догадываемся. — Ну и как? Хотите детишек учить? — А где ж их учить? — Вы мне сначала ответьте: хотите? — Разумеется. На этом первом совещании «педсовета» и было решено отдать под школу половину здания полевой испытательной лаборатории. В помещении сделали кое-какие перестрой ки, получились две классных комнаты, учи тельская и раздевалка. Места все равно не хватило. Под третий класс пришлось отвести угол фойе недавно сданного рабочего клу ба. В него набралось сорок сорванцов. Первого сентября старонадымская началь ная школа была торжественно открыта. Тор жественно, но неофициально. В тресте Епхиев нашел понимание. Руко водители, прошедшие много дорог, хорошо знавшие, что такое трассовый уют, прек расно поняли, что означает для старона- дымцев школа. А вот в горисполкоме и особенно в гороно Епхиев встретил не под держку, а активную оппозицию: — Закрыть! Немедленно! Детей возить в город. — Увольте,— дипломатично разводил ру ками Георгий Иванович.— Школу я, может быть, открыл и самовольно, но закрыть уже права не имею Грозные письма поступали из гороно до самого конца учебного года. Начальника СМУ-1 на соответствующих совещаниях склоняли, как «партизана» и «самозванца». А дети учились. Епхиев не из тех людей, кто любит отси живаться в обороне. Его оппоненты полу чали от него титулы, из которых «бюро крат» был почти нежностью, а «форма лист» — признанием в любви. Конечно, сторонников у Георгия Ивано вича было больше. Для бюрократов север ные условия — не лучшая среда обитания. Народ здесь понятливый. К концу года и из гороно пришла бума га: старонадымскую школу признать, но с «довольствия» СМУ не снимать. Расположение светил пока благоприятст вовало, и, улучив момент, посоветовавшись ■со «своим» педколлективом, Епхиев открыл и четвертый класс. Когда из облоно при шло разрешение на три класса, их уже действовало четыре. Пришлось вести бит ву за «нелегальный» четвертый. Но эти бои местного значения мог уже вести офи циальный преемник Епхиева на посту ди ректора школы, Сейчас в Старом Надыме восьмилетка. Идут разговоры, что пора открывать сред нюю школу: старшеклассников набирается немало. Учащихся больше трехсот. Уже на втором году существования шко лы стало ясно, чтб она сама по себе озна чает для северян. Количество учеников уве личилось почти вдвое. Откуда они взялись? Приехали к родителям от материковых ба бушек и тетушек, где их приходилось дер жать до лучших времен. Подведем некоторые итоги. «Бесхозные», не имевшие возможности работать по спе циальности педагоги вернулись к своим пря мым обязанностям. Дети без лишней нер вотрепки получают положенные по закону и программе знания. Соединились семьи. Все это несомненные плюсы. Наверное, бы ли и минусы. Не о них речь. Каждый ли ру ководитель осмелится на такую «партизан скую» поправку к планированию, пойдет на риск, несомненно оправданный, но грозя щий многими хлопотами и неприятностями? Рассказывая историю старонадымской школы, я вовсе не преследовал цель дока зать, что каждый начальник СМУ на Севе ре (по своему разумению и усмотрению) может открывать школы, детские ясли и больницы. Там, где Георгий Иванович, тихо не бы вает. Он человек шумный, взрывчатый. Мо жет, это и не достоинство, но такой о и есть. — У нас на Кавказе все такие... Я познакомился с ним в семьдесят пя том. То ли мероприятию не хотели прида вать широкой огласки, то ли служба инфор мации сработала неважно... Словом, в ко мандировку пришлось собираться за пару часов — в Надыме начиналась конферен ция (Всесоюзная!) по применению дири жаблей при освоении Севера. Конферен ция, естественно, проходила под эгидой партийных и советских органов. Но — это стало ясно сразу — заводилой был Епхиев. Это поражало. Кто он? Начальник СЛАУ. Всего-навсего начальник СМУ. Сколько их приходилось видеть — не в обиду будь сказано,— столь погрязших в своих произ водственных заботах, с кругозором рядо вого прораба, давно забывших интеллек туальные институтские споры, выше процентов не поднимающихся. А этот ор ганизует, добивается и проводит Всесоюз ную конференцию. Да еще по какому воп росу! Журавль в небе... Кое-кто и на эту конференцию смотрел исподлобья: — Здесь дела надо делать, а они рас суждают о дирижаблях, которых уже дав- ноуне существует... На конференции выступили три москви ча, три кандидата технических наук. Г. С. Нестеренко сделал доклад о тенденциях развития аэростатических аппаратов легче воздуха. Доклад В. Н. Норинского был по священ созданию прочностных оболочек для комбинированных летательных аппара тов. Л. Г. Локшин развил интересную, аргу ментированную идею: с помощью всего пяти аэростатов, поднятых ра высоту около
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2