Сибирские огни № 12 - 1979

Зашел Епхиев в отдел кадров, взял спи­ сок работников управления. Оказалось, что среди них есть и специалисты с дипломами педагогических институтов. В СМУ они, ес­ тественно, работали не по профилю. В луч­ шем случае — в технической библиотеке, в худшем — разнорабочими по последнему разряду. Когда они очутились вместе в епхиевском кабинете, не самые удавшиеся трассовики, то переглянулись: корпоративный дух вы­ ветрился еще не совсем. — Поняли, почему вы здесь? — поинте­ ресовался Георгий Иванович. — Догадываемся. — Ну и как? Хотите детишек учить? — А где ж их учить? — Вы мне сначала ответьте: хотите? — Разумеется. На этом первом совещании «педсовета» и было решено отдать под школу половину здания полевой испытательной лаборатории. В помещении сделали кое-какие перестрой­ ки, получились две классных комнаты, учи­ тельская и раздевалка. Места все равно не хватило. Под третий класс пришлось отвести угол фойе недавно сданного рабочего клу­ ба. В него набралось сорок сорванцов. Первого сентября старонадымская началь­ ная школа была торжественно открыта. Тор­ жественно, но неофициально. В тресте Епхиев нашел понимание. Руко­ водители, прошедшие много дорог, хорошо знавшие, что такое трассовый уют, прек­ расно поняли, что означает для старона- дымцев школа. А вот в горисполкоме и особенно в гороно Епхиев встретил не под­ держку, а активную оппозицию: — Закрыть! Немедленно! Детей возить в город. — Увольте,— дипломатично разводил ру­ ками Георгий Иванович.— Школу я, может быть, открыл и самовольно, но закрыть уже права не имею Грозные письма поступали из гороно до самого конца учебного года. Начальника СМУ-1 на соответствующих совещаниях склоняли, как «партизана» и «самозванца». А дети учились. Епхиев не из тех людей, кто любит отси­ живаться в обороне. Его оппоненты полу­ чали от него титулы, из которых «бюро­ крат» был почти нежностью, а «форма­ лист» — признанием в любви. Конечно, сторонников у Георгия Ивано­ вича было больше. Для бюрократов север­ ные условия — не лучшая среда обитания. Народ здесь понятливый. К концу года и из гороно пришла бума­ га: старонадымскую школу признать, но с «довольствия» СМУ не снимать. Расположение светил пока благоприятст­ вовало, и, улучив момент, посоветовавшись ■со «своим» педколлективом, Епхиев открыл и четвертый класс. Когда из облоно при­ шло разрешение на три класса, их уже действовало четыре. Пришлось вести бит­ ву за «нелегальный» четвертый. Но эти бои местного значения мог уже вести офи­ циальный преемник Епхиева на посту ди­ ректора школы, Сейчас в Старом Надыме восьмилетка. Идут разговоры, что пора открывать сред­ нюю школу: старшеклассников набирается немало. Учащихся больше трехсот. Уже на втором году существования шко­ лы стало ясно, чтб она сама по себе озна­ чает для северян. Количество учеников уве­ личилось почти вдвое. Откуда они взялись? Приехали к родителям от материковых ба­ бушек и тетушек, где их приходилось дер­ жать до лучших времен. Подведем некоторые итоги. «Бесхозные», не имевшие возможности работать по спе­ циальности педагоги вернулись к своим пря­ мым обязанностям. Дети без лишней нер­ вотрепки получают положенные по закону и программе знания. Соединились семьи. Все это несомненные плюсы. Наверное, бы­ ли и минусы. Не о них речь. Каждый ли ру­ ководитель осмелится на такую «партизан­ скую» поправку к планированию, пойдет на риск, несомненно оправданный, но грозя­ щий многими хлопотами и неприятностями? Рассказывая историю старонадымской школы, я вовсе не преследовал цель дока­ зать, что каждый начальник СМУ на Севе­ ре (по своему разумению и усмотрению) может открывать школы, детские ясли и больницы. Там, где Георгий Иванович, тихо не бы­ вает. Он человек шумный, взрывчатый. Мо­ жет, это и не достоинство, но такой о и есть. — У нас на Кавказе все такие... Я познакомился с ним в семьдесят пя­ том. То ли мероприятию не хотели прида­ вать широкой огласки, то ли служба инфор­ мации сработала неважно... Словом, в ко­ мандировку пришлось собираться за пару часов — в Надыме начиналась конферен­ ция (Всесоюзная!) по применению дири­ жаблей при освоении Севера. Конферен­ ция, естественно, проходила под эгидой партийных и советских органов. Но — это стало ясно сразу — заводилой был Епхиев. Это поражало. Кто он? Начальник СЛАУ. Всего-навсего начальник СМУ. Сколько их приходилось видеть — не в обиду будь сказано,— столь погрязших в своих произ­ водственных заботах, с кругозором рядо­ вого прораба, давно забывших интеллек­ туальные институтские споры, выше процентов не поднимающихся. А этот ор­ ганизует, добивается и проводит Всесоюз­ ную конференцию. Да еще по какому воп­ росу! Журавль в небе... Кое-кто и на эту конференцию смотрел исподлобья: — Здесь дела надо делать, а они рас­ суждают о дирижаблях, которых уже дав- ноуне существует... На конференции выступили три москви­ ча, три кандидата технических наук. Г. С. Нестеренко сделал доклад о тенденциях развития аэростатических аппаратов легче воздуха. Доклад В. Н. Норинского был по­ священ созданию прочностных оболочек для комбинированных летательных аппара­ тов. Л. Г. Локшин развил интересную, аргу­ ментированную идею: с помощью всего пяти аэростатов, поднятых ра высоту около

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2