Сибирские огни № 12 - 1979

Анатолий Омельчук ДИРИЖАБЛЬ? ДА. А ЧТО? Лепящий черепа таинственный гончар Особый проявил к сему искусству дар: На скатерть бытия он опрокинул чашу И в ней пылающий зажег страстей пожар. Омар Х а й я м Пишу слово «тундра», а руку тянет до­ бавить — «безлюдная». Но такая ли она уж безлюдная? Особенно в районах освое­ ния, там, где прокладываются трассы ма­ гистральных трубЪпроводов, поднимаются корпуса мощных газопромыслов, компрес­ сорных и дожимных станций, где Нефтераз- ведчики устраивают свои базы и подбазы. Если на карту наносить все Появляющиеся поселки — буровиков, трассовиков, газодо­ бытчиков, электромонтажников, сейсмораз­ ведчиков, компрессорщиков, строителей — всех тех, без кого немыслимо освоение Тю­ менского Севера, то пространства Ямала не выглядели бы так пустынно, как смотрятся они на картах в самых последних атласах. Но поселки первопроходцев — кочевые, а значит—‘ временные. Сделали рабочие, что требовалось, и снова в путь, наподобие коренных здешних жителей оленеводов. Временным задумывался и Старый На­ дым. Зачем «хутора» разводить, если под боком, через речку, всего в семнадцати километрах поднимающая свои этажи «сто­ лица» газовой Сибири — город Надым? Здесь селилась небольшая партия геофи­ зиков, к ним присоединились трассовики, потом обслуживающий персонал многочис­ ленных производственных баз многочислен­ ных надымских организаций. Город ведь стоит далеко от реки, а Старый Надым — на самом берегу. Потом начали восстанавли­ вать «мертвую дорогу», недостроенную в первые послевоенные годы железнодорож­ ную трассу Салехард — Игарка. Появилась железнодорожная станция Надым-пристань. Разрастался поселок, а статус оставался «временный». А по этому статусу не поло­ жено ни школы, ни больницы. Но, видимо, не все учли проектировщи­ ки и планировщики. И вот потому, что жи­ вую жизнь не в каждый план, не в каждый проект можно втиснуть, пришлось Георгик Ивановичу Епхиеву, начальнику строитеЛь- но-монтажного управления № 1 трассового треста «Севертрубпроводстрой» стать ди­ ректором. Директором... школы. До этого ему приходиЛось работать в такой должно­ сти, но в производственной дирекции по обустройству газопромыслов и трубопро­ водов. А вот в школе... Ведь в нефтяном институте, известном как Губкинский, учи­ тельских дипломов Ае выдают. Школьным директором Георгий Иванович стал не то что неофициально. Мон?но ска- зать, самозванно, почти подпольно. Младших школьников в Старом Надыме в ту пору насчитывалось почти семь десят­ ков. Им приходилось вставать пораньше и ехать на неприспособленном автобусе в школу. Зимой путь отнимал сравнительно немного времени. Но в распутицу, весной и осенью, процедура эта затягивалась на долгие часы. Сначала добирались до пере­ воза, потом на катере переезжали Надым, потом снова пересаживались на автобус. Строительство Надыма только начиналось, многого не хватало. То задерживался катер, то ломался автобус, то в последний момент нужно было всей толпой бежать на верто­ летную площадку. Переезды порой затя­ гивались на пять-шесть часов. Ясно, как му­ чались дети, их родители. На учебных успехах эти поездки на перекладных отра­ жались самым непосредственным обра­ зом, естественно, не в лучшую сторону. Епхиев в это время строил корпус поле­ вой испытательной лаборатории. В неболь­ шом поселке все. на виду, и он видел, как маялись малыши, а рабочие и работницы СМУ — их родители — не находили себе места, когда, возвращаясь со смены, не об­ наруживали детей дома. Те были где-то в пути..,'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2