Сибирские огни № 12 - 1979
Анатолий Омельчук ДИРИЖАБЛЬ? ДА. А ЧТО? Лепящий черепа таинственный гончар Особый проявил к сему искусству дар: На скатерть бытия он опрокинул чашу И в ней пылающий зажег страстей пожар. Омар Х а й я м Пишу слово «тундра», а руку тянет до бавить — «безлюдная». Но такая ли она уж безлюдная? Особенно в районах освое ния, там, где прокладываются трассы ма гистральных трубЪпроводов, поднимаются корпуса мощных газопромыслов, компрес сорных и дожимных станций, где Нефтераз- ведчики устраивают свои базы и подбазы. Если на карту наносить все Появляющиеся поселки — буровиков, трассовиков, газодо бытчиков, электромонтажников, сейсмораз ведчиков, компрессорщиков, строителей — всех тех, без кого немыслимо освоение Тю менского Севера, то пространства Ямала не выглядели бы так пустынно, как смотрятся они на картах в самых последних атласах. Но поселки первопроходцев — кочевые, а значит—‘ временные. Сделали рабочие, что требовалось, и снова в путь, наподобие коренных здешних жителей оленеводов. Временным задумывался и Старый На дым. Зачем «хутора» разводить, если под боком, через речку, всего в семнадцати километрах поднимающая свои этажи «сто лица» газовой Сибири — город Надым? Здесь селилась небольшая партия геофи зиков, к ним присоединились трассовики, потом обслуживающий персонал многочис ленных производственных баз многочислен ных надымских организаций. Город ведь стоит далеко от реки, а Старый Надым — на самом берегу. Потом начали восстанавли вать «мертвую дорогу», недостроенную в первые послевоенные годы железнодорож ную трассу Салехард — Игарка. Появилась железнодорожная станция Надым-пристань. Разрастался поселок, а статус оставался «временный». А по этому статусу не поло жено ни школы, ни больницы. Но, видимо, не все учли проектировщи ки и планировщики. И вот потому, что жи вую жизнь не в каждый план, не в каждый проект можно втиснуть, пришлось Георгик Ивановичу Епхиеву, начальнику строитеЛь- но-монтажного управления № 1 трассового треста «Севертрубпроводстрой» стать ди ректором. Директором... школы. До этого ему приходиЛось работать в такой должно сти, но в производственной дирекции по обустройству газопромыслов и трубопро водов. А вот в школе... Ведь в нефтяном институте, известном как Губкинский, учи тельских дипломов Ае выдают. Школьным директором Георгий Иванович стал не то что неофициально. Мон?но ска- зать, самозванно, почти подпольно. Младших школьников в Старом Надыме в ту пору насчитывалось почти семь десят ков. Им приходилось вставать пораньше и ехать на неприспособленном автобусе в школу. Зимой путь отнимал сравнительно немного времени. Но в распутицу, весной и осенью, процедура эта затягивалась на долгие часы. Сначала добирались до пере воза, потом на катере переезжали Надым, потом снова пересаживались на автобус. Строительство Надыма только начиналось, многого не хватало. То задерживался катер, то ломался автобус, то в последний момент нужно было всей толпой бежать на верто летную площадку. Переезды порой затя гивались на пять-шесть часов. Ясно, как му чались дети, их родители. На учебных успехах эти поездки на перекладных отра жались самым непосредственным обра зом, естественно, не в лучшую сторону. Епхиев в это время строил корпус поле вой испытательной лаборатории. В неболь шом поселке все. на виду, и он видел, как маялись малыши, а рабочие и работницы СМУ — их родители — не находили себе места, когда, возвращаясь со смены, не об наруживали детей дома. Те были где-то в пути..,'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2