Сибирские огни № 12 - 1979

ны; увести, рассказывая веселые истории, поощряя его всячески, даже льстя и пре­ увеличивая его мужские и профессиональные достоинства. И вести Рубина по ночному тихому Бочатску, и привести его домой, и войти с ним. Попить чаю. Дать снотворного. Спать чутко, сидя в кресле у его изголовья. Как не пожалеть было этого человека, когда фактически он ни в чем не вино­ вен, когда он представляет сторону страдательную, и виновен только, может быть, в слабости своей! Однако некому было Олега Петровича увести, помощи он не получил, и все за­ крутилось, завертелось с дикой силой и адской скоростью... Мне думается, и в развозе коллег по домам, когда Рубин попал к Лидии Иванов­ не, да и в начале дальнейших событий есть элемент театральности, какой-то простой неестественности. Поэтому начну рассказ как бы о представлении всего на сцене. Итак, погашен свет. Затих зал. Дирижер, возникнув из мрака, воздел руки, и за­ звучали звуки увертюры: темповое, аритмичное попурри, в коем дико, я бы сказал — алогично, совмещены песни современные, народные, иностранные — со звуками ма­ ленького провинциального городка — лаем собак, гудками маневрового паровоза, шумом автомобилей, мычанием коров, криком петухов — и всё это на каком-то злове­ щем бордовом колышащемся фоне. Причем зловещесть этого фона-мотива несколь­ ко пыльноватая, кое-где побитая молью, потертая. Но сие уже не от самой театраль­ ности, сие от быта. В конце дается пронзительная мелодия, она как бы голубая, летя­ щая, обнадеживающая, но все обрывается беспорядочным грохотом литавр, звоном тарелок... Слышен тупой удар, стук падающего тела! Звуки стихают... Где-то капает из плохо закрытого крана... Поднимается занавес... РУБИН. Извините, я вас так обеспокоил... так неудобно получилось... ВОЛОСАТОВА. Что вы, ничего неудобного. Вам стало плохо. Вы уснули... РУБИН. Разговоры начнутся... Вот, мол... ВОЛОСАТОВА. За меня не волнуйтесь, да и за себя нечего волноваться... Ниче­ го не случилось дурного. И вы это знаете сами. РУБИН. Я пойду, Лидия Ивановна... Где же мои ботинки... Тут только один... ВОЛОСАТОВА. Сядьте, перестаньте метаться, разбудите соседей. Ботинок на вас был один уже у Фофановых. Второй вы выкинули в окно, когда наступили мне на ногу в танце... РУБИН. М-м-м... Как нехорошо все получилось, как неудобно. ВОЛОСАТОВА. Пустяки, Фофанова принесет его на работу, завтра. Я сказала ей, чтобы она его нашла и принесла,.. Помните, вы развивали идею — создать музей ата­ визма и поместить в нем свой ботинок, как экспонат? РУБИН. Не помню... Может быть, чаю?.. ВОЛОСАТОВА. Чаю? И ничего кроме? А если вина? РУБИН. Нет, нет, нет... Лидия Ивановна прошла на кухню, зажгла газ, поставила чайник. Дантист маял­ ся и вскоре не вынес одиночества, пошел к ней. Она улыбнулась, не вынимая сигареты изо рта. Лидия Ивановна успела накрыть на стол. Тут стояла банка охотничьего салата, шпроты, соленая сельдь с зеленым луком и яйцом, краковская колбаса, кастрюлька холодного вареного картофеля, венгерский шпик, маленький кувшинчик томатного соку, ржаной хлеб. И еще была, диссонирую­ щая со всем этим, естественным, добрым и беззащитным,— трэхсотграммовая колба с черной резиновой пробкой, и в колбе был спирт. Вскипел чай. Полуночники сели за стол. Олег Петрович пожевал кусочек карто­ феля, и он весь размазался у него во рту противной клейкой кашицей. Рубин сглот­ нул. Он неотвратимо смотрел на колбу. Искорка стальная, покачивающаяся, гипнотизировала его, в мозгу заметались фразы : «Может быть, подлечимся, Лидия Ивановна?», «А что, если по маленькой, Ли­ дия Ивановна?», «Налейте мне, Лидия Ивановна», «Вы не против, Лидия Ивановна?», «Вы позволите, Лидия Ивановна?»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2