Сибирские огни, 1976, №8
автор поставил перед собой задачу расска зать о произведениях, в которых освещают ся события великой битвы на Волге. Н а верное, появление и такого рода моногра фии было бы вполне правомерным. Однако М. Заградка нашел более интересный и плодотворный аспект рассмотрения этой те мы: его интересуют прежде всего вопросы жанра и стиля произведений о Сталинград ской битве. В своей работе М. Заградка исследует не только книги советских писателей, но и про изведения немецких, румынских и чешских авторов, использует значительное количест во новых архивных материалов, публици стические статьи и заметки, ранее не прив лекавшие внимания литературоведов. Особый интерес в книге М. Заградки представляет анализ произведений «перво го поколения» литературы о Сталинграде (так чешский ученый называет произведе ния, написанные во время сражения на Волге). Автор внимательно изучил газеты этого периода, в том числе — газеты фрон тов, армий и дивизий, сражавшихся в Ста линграде. Он проследил сложный путь раз вития отдельных мотивов и образов, ото браженных сначала в газетных информаци ях, потом в очерках и, наконец, в художе ственных произведениях. Но это была уже литература «второго поколения», соз дававшаяся после окончания Сталин градской битвы ее непосредственными уча стниками. При изучении очерков, газетных статей и информаций периода сражения на Волге М. Заградке удалось раскрыть не только' ведущие темы публицистики того времени и их развитие, но и показать стилевые осо бенности газетных материалов и художест венное своеобразие очерков, написанных К. Симоновым, Б. Полевым, Е. Кригером и др. Все это позволило М. Заградке сделать интересные наблюдения и прий ти к выводу, что уже в период Ста линградской битвы тон военной публи цистики начинает весьма заметно меняться. Очерки типа «наука ненависти» постепенно отходят на второй план, и появляются очерки типа «наука военного искусства». Смело и вполне убедительно ученый, опи раясь на глубокое и серьезное изучение многочисленных материалов, утверждает, что основные стилевые тенденции послево енных произведений о битве на Волге заро дились еще в публицистике военного времени. Специальная глава в книге М. Заградки посвящена характеристике многочисленных мемуаров о Сталинградской битве. Иссле дователь тщательно проанализировал до вольно значительное количество мемуаров. При этом основное внимание он сосредото чил на раскрытий их художественного свое образия, которое он называет «спонтан ным», самопроизвольным, так как мемуары все-таки не пишутся как художественные произведения. Они преследуют иную цель, иную задачу. Поэтому автор исследования обратился к анализу тех мемуаров, в кото рых вот эта «спонтанная» художествен ность выражена наиболее отчетливо. Книги же, написанные главным образом с исто риографической целью, М. Заградка не рас сматривает. В мемуарах В. Чуйкова, А. Еременко, И. Афанасенко и некоторых других чеш ский ученый пытается найти Зародыши ху дожественных образов, выделить сюжетные линии, помогающие читателю более ярко и образно представить себе отдельные эпи. зоды великого сражения и его участ ников. Под таким же углом зрения М. Заградка рассматривает мемуарные произведения, вышедшие в ГДР и ФРГ. Однако в этом случае исследователя в первую очередь ин тересует вопрос, насколько объективно ав торы этих мемуаров подходят к изображе нию событий Сталинградской битвы, с ка ких позиций они оценивают поведение не мецких солдат и офицеров, принимавших участие в боях, насколько это соответству ет исторической правде. Весьма удачны в книге разделы, в кото рых характеризуются такие крупные худо жественные произведения о Сталинград ском сражении, как повесть К. Симонова «Дни и ночи», эпопея румынского писателя Л. Фулги «Эроика». Ученый внимательно прослеживает, как происходило развитие жанра произведений о битве на Волге от романа к эпопее, убедительно показывает, чем отличаются произведения, написанные во время войны и вскоре после ее оконча ния, от современного военного романа. Чешский ученый отмечает, что, хотя уже в первое послевоенное десятилетие дела лись попытки создать роман-эпопею о Ста линградском сражении, тем не менее только в последние годы- советским пи сателям удалось нарисовать широкие эпи ческие полотна, запечатлевшие, беспри мерный подвиг советского народа в бит ве на Волге. Тщательный анализ книг К. Симонова «Солдатами не рождаются» и Ю. Бондарева «Горячий снег» позволил М. Заградке довольно убедительно дока зать, что эти произведения можно отнести к жанру романа-эпопеи. И хотя, на первый взгляд, сужение времени и пространства действия в книге Ю. Бондарева «Горячий снег» могло помешать писателю создать ро ман-эпопею, тем не менее, по мнению ис следователя, «мера обобщения», «широкое» значение «узких» событий, стратегическо- тактическое обозрение и этический смысл подвига бойцов Советской Армии содержат такой художественно-идейный заряд, что мы имеем перед собой «эпопею одновремен но классически компонованную и по-совре менному сосредоточенную». С этим выво дом М. Заградки нельзя не согласиться. Характеризуя художественную прозу со ветских авторов о Сталинградской битве, чешский исследователь прежде всего отме чает ее глубокий гуманизм. При этом он стремится показать, как каждый писатель, исходя из собственного видения мира и своего жизненного опыта, по-своему реша ет проблему гуманизма в своих произве дениях. Далеко не все в книге М. Заградки бес-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2