Сибирские огни, 1976, №8

автор поставил перед собой задачу расска­ зать о произведениях, в которых освещают­ ся события великой битвы на Волге. Н а­ верное, появление и такого рода моногра­ фии было бы вполне правомерным. Однако М. Заградка нашел более интересный и плодотворный аспект рассмотрения этой те­ мы: его интересуют прежде всего вопросы жанра и стиля произведений о Сталинград­ ской битве. В своей работе М. Заградка исследует не только книги советских писателей, но и про­ изведения немецких, румынских и чешских авторов, использует значительное количест­ во новых архивных материалов, публици­ стические статьи и заметки, ранее не прив­ лекавшие внимания литературоведов. Особый интерес в книге М. Заградки представляет анализ произведений «перво­ го поколения» литературы о Сталинграде (так чешский ученый называет произведе­ ния, написанные во время сражения на Волге). Автор внимательно изучил газеты этого периода, в том числе — газеты фрон­ тов, армий и дивизий, сражавшихся в Ста­ линграде. Он проследил сложный путь раз­ вития отдельных мотивов и образов, ото­ браженных сначала в газетных информаци­ ях, потом в очерках и, наконец, в художе­ ственных произведениях. Но это была уже литература «второго поколения», соз­ дававшаяся после окончания Сталин­ градской битвы ее непосредственными уча­ стниками. При изучении очерков, газетных статей и информаций периода сражения на Волге М. Заградке удалось раскрыть не только' ведущие темы публицистики того времени и их развитие, но и показать стилевые осо­ бенности газетных материалов и художест­ венное своеобразие очерков, написанных К. Симоновым, Б. Полевым, Е. Кригером и др. Все это позволило М. Заградке сделать интересные наблюдения и прий­ ти к выводу, что уже в период Ста­ линградской битвы тон военной публи­ цистики начинает весьма заметно меняться. Очерки типа «наука ненависти» постепенно отходят на второй план, и появляются очерки типа «наука военного искусства». Смело и вполне убедительно ученый, опи­ раясь на глубокое и серьезное изучение многочисленных материалов, утверждает, что основные стилевые тенденции послево­ енных произведений о битве на Волге заро­ дились еще в публицистике военного времени. Специальная глава в книге М. Заградки посвящена характеристике многочисленных мемуаров о Сталинградской битве. Иссле­ дователь тщательно проанализировал до­ вольно значительное количество мемуаров. При этом основное внимание он сосредото­ чил на раскрытий их художественного свое­ образия, которое он называет «спонтан­ ным», самопроизвольным, так как мемуары все-таки не пишутся как художественные произведения. Они преследуют иную цель, иную задачу. Поэтому автор исследования обратился к анализу тех мемуаров, в кото­ рых вот эта «спонтанная» художествен­ ность выражена наиболее отчетливо. Книги же, написанные главным образом с исто­ риографической целью, М. Заградка не рас­ сматривает. В мемуарах В. Чуйкова, А. Еременко, И. Афанасенко и некоторых других чеш­ ский ученый пытается найти Зародыши ху­ дожественных образов, выделить сюжетные линии, помогающие читателю более ярко и образно представить себе отдельные эпи. зоды великого сражения и его участ­ ников. Под таким же углом зрения М. Заградка рассматривает мемуарные произведения, вышедшие в ГДР и ФРГ. Однако в этом случае исследователя в первую очередь ин­ тересует вопрос, насколько объективно ав­ торы этих мемуаров подходят к изображе­ нию событий Сталинградской битвы, с ка­ ких позиций они оценивают поведение не­ мецких солдат и офицеров, принимавших участие в боях, насколько это соответству­ ет исторической правде. Весьма удачны в книге разделы, в кото­ рых характеризуются такие крупные худо­ жественные произведения о Сталинград­ ском сражении, как повесть К. Симонова «Дни и ночи», эпопея румынского писателя Л. Фулги «Эроика». Ученый внимательно прослеживает, как происходило развитие жанра произведений о битве на Волге от романа к эпопее, убедительно показывает, чем отличаются произведения, написанные во время войны и вскоре после ее оконча­ ния, от современного военного романа. Чешский ученый отмечает, что, хотя уже в первое послевоенное десятилетие дела­ лись попытки создать роман-эпопею о Ста­ линградском сражении, тем не менее только в последние годы- советским пи­ сателям удалось нарисовать широкие эпи­ ческие полотна, запечатлевшие, беспри­ мерный подвиг советского народа в бит­ ве на Волге. Тщательный анализ книг К. Симонова «Солдатами не рождаются» и Ю. Бондарева «Горячий снег» позволил М. Заградке довольно убедительно дока­ зать, что эти произведения можно отнести к жанру романа-эпопеи. И хотя, на первый взгляд, сужение времени и пространства действия в книге Ю. Бондарева «Горячий снег» могло помешать писателю создать ро­ ман-эпопею, тем не менее, по мнению ис­ следователя, «мера обобщения», «широкое» значение «узких» событий, стратегическо- тактическое обозрение и этический смысл подвига бойцов Советской Армии содержат такой художественно-идейный заряд, что мы имеем перед собой «эпопею одновремен­ но классически компонованную и по-совре­ менному сосредоточенную». С этим выво­ дом М. Заградки нельзя не согласиться. Характеризуя художественную прозу со­ ветских авторов о Сталинградской битве, чешский исследователь прежде всего отме­ чает ее глубокий гуманизм. При этом он стремится показать, как каждый писатель, исходя из собственного видения мира и своего жизненного опыта, по-своему реша­ ет проблему гуманизма в своих произве­ дениях. Далеко не все в книге М. Заградки бес-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2