Сибирские огни, 1976, №8
♦ Безусловно, эта же несломленная мятеж- ность духа является главным «героем» и редкого по изобразительной силе рассказа «Белый»; Д а, геологической партии и ее руководству (в частности, старшему гео логу) нужны и очень удобны для работы хорошо выезженные, послушные олени. Но ни за что, никакими побоями и подачками не может старший геолог укротить могуче го, широкогрудого красавца-оленя по клич ке Белый, рвущегося на свободу, в приволь ную тундру, в родное стадо. «Иногда нам с каюром удавалось-таки завьючить его, скру ченного веревками, зажатого между двумя стволами толстых лиственниц. Но стоило чуть отпустить веревки, как он взлетал на дыбы и пытался ударить копытом в лицо... и шарахался, и бился о деревья... В конце концов вьюк разлетался в клочья, а Белый, дрожа и хрипя, рвался с привязи под уда рами озверевшего оленевода». Законы тайги суровы, со строптивыми здесь не церемонятся, и Белого в конце кон цов элементарно пристреливают. Но сама неукротимость, яростное свободолюбие оле ня прекрасны —- ведь именно этими (разу меется, перенесенными в область человече ских отношений) качествами, в противовес пресловутому «бркжинству», «движется впе ред мир...». Конечно, в первой книге Д. Стахорскому удалось пока не все. Такие рассказы, как «Сюрприз духа», «Кенгуру», «Идеалист», «Плечо товарища», воспринимаются скорее не как самостоятельные вещи, а как психо логические этюды, своеобразные зарисовки к будущим серьезным произведениям. Одна ко и в этих зарисовках проглядывают без условная одаренность, пытливая аналити ческая мысль и зоркий глаз молодого лите ратора. Хочется привести слова Виля Липатова, сказанные в послесловии к книге Д. Ста- хорского: «...В ней... есть нечто бесспорное, чего нельзя не увидеть и что определяет ее значение для автора и для читателя: это уже книжка профессионала. Ее написал не геолог, пробующий силы в литературе, а профессиональный литератор, работающий в геологии». И с этим нельзя не согласиться. Отметим еще, что тематический диапазон прозы Д. Стахорского далеко не исчерпывается одной геологией: герой его книги — и пар тийные работники, и шоферы, и инженеры, и спортсмены, и буровики, и каюры, и ж ур налисты; чувствуется, что автор — человек бывалый, за его плечами богатая, насыщен ная жизнь, которая, конечно же, еще не раз «поставит» Д. Стахорскому необходимый материал для дальнейшего творчества. Б. ЖИГАНОВ Владимир Казаков. Первая любовь. Книга стихов. Алтайское кн. изд-во, Барнаул, 1976. По бесчисленным стихотворным и прозаи ческим вещам хорошо знаком герой (чаще всего это сам автор), который родился и вырос в деревне,' но в силу каких-либо об стоятельств ■покинул её. Теперь, проживая в городе, он всею душой рвется в родные крйя — к березам, василькам, пижме, по повнику и, с трудом дождавшись очередно го отпуска, едет туда, чтобы приникнуть, как говорится, к истокам, напитаться не преходящим, исконным, истинным, набрать ся от матери сырой-земли духовных и фи зических сил. Какие бы живописные картины (рассве ты, закаты, луга, рощи) ни разворачива лись перед нами, какие бы ни перелива лись самоцветные слова, герой этот всегда вызывал чувство протеста, ибо родное, от чее он рассматривал как нечто, существу ющее лишь для того, чтобы «исцелять» его, «наполнять» и проч. Лирический герой Владимира Казакова тоже посещает «родину росную»: В деревне я. У матери гощу. Над сытными обедами потею, от знойной тишины едва не тлею, но ни о нем особом не грущу. Он, как и все его лирические братья, «не торопясь, приникает сердцем к своим род никам», «часы рассвета встречает над реч кой», «смотрит, как розовеют травы», слу шает, как «кричат свое тревожное га-га... одомашненные гуси» и т. д. Но одна и, на до сказать, симпатичная черта отличает его от остальных наших знакомцев. Это — соз нание того, что своих корней, своих исто ков надо быть достойным: И, научившись говорить умело и понимать, о чем шумит листва, не грех задуматься, а что ты сделал, чтоб быть достойным этого родства. Раздумья о сделанном,' дающем право воспринимать «шорох трав», «реки неторо пливый бег», «россыпи, знобкой брусники»* как «отдых и награду», и составляют со держание книги. Назовем некоторые из этих дел: морская служба (просторы Атлантики, Бискайский залив, Фарерские острова), трасса строя щегося канала Камень — Кулукда, Красно ярская ГЭС. ...когда у Дивногорска под обрыв грузовики тащило с динамитом, ...мы, сбросив все, что можно было, с плеч, под кузова свои подставив спины, не думали, как животы сберечь,— сйасали груз гремучий и машины,— говорит автор в стихотворении «Уроки лич ной жизни таковы». Думается, это немалая плата «за все, к чему он привязан любовью, своей земной». Г. КАРПУНИН Miroslav Zahradka. Stalingradska bitva v literarnim zobrazeni. Tema, Zanr, Styl. 1974, Profil, Ostrava. «Сталинградская битва в литературном изображении» — так назвал свое исследова ние чешский ученый Мирослав Запрадка. - На первый взгляд может показаться, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2