Сибирские огни, 1976, №8
«нейтральные» бытовые зарисовки, изрядно •сдобренные сибирским «колоритом», сибир ской экзотикой, типажами одержимого стра стью к перемене мест новосела или, напро тив, кондового, замшелого чалдона. Авторы этих произведений обладают не малой писательской техникой; с одной сто роны, поражает их виртуозность при описа ниях экстраординарного, с другой,— уни кальное знание и любовь к заповедным угол кам края. Наглядный пример — новелла «Вечная мерзлота» Геннадия Машкина. Можно остановиться на более слабых при мерах этого порядка. Но, думается, не сто ит: требования времени уводят с литератур ного вернисажа не столь глубоко прописан ные картины. Несомненно, «групповой портрет» совре- менника-сибиряка получился. Правда, вгля дываясь в него, хочется иногда, говоря языком искусствоведа, «большей адекват ности истинному облику модели». Видимо, не всегда строгий ОТК составителя дейст вовал на полную мощь. И стоило, на наш взгляд, включить в кни гу новеллы сибирских рассказчиков Д. Сер геева, Г. Николаева, В. Гусенкова, И. Куди нова. Е. Гущина. Книгу «Сибирский рассказ», выпущенную стотысячным тиражом, не встретишь пыля щейся на прилавках. Серьезная, большая ра бота всегда замечается читателем. Б. ЮДАЛЕВИЧ Д. Стахорский. По-человечески. Повесть и рассказы. Коми кн. изд-во, Сыктывкар, 197S. ...Заполярный промышленный город пере живает тяжелую ночь; ударила пурга и одновременно мороз, «тридцать на трид цать» (такова и скорость ветра, и темпе ратура воздуха). В эту ночь горком партии превратился в боевой штаб, в «инстанцию последней помощи» при борьбе со стихией... Вся повесть Д. Стахорского «Двести ты сяч» — своеобразный репортаж из горкома именно об этой тревожной ночи: сюда зво нят руководители предприятий, сюда идут люди с самыми разнообразными жалобами и просьбами. Драматизм повествования до стигает высшего накала, когда в горком сообщают: воспользовавшись пургой, бежа ло несколько заключенных исправительно- трудовой колонии, из них двое — особо опасных... Да тут еще возникла угроза остановки ТЭЦ — там на исходе уголь, а подвезти его по заметенным путям невоз можно: двухсоттысячный город (при таком- то ветре и морозе!) может остаться без све та и тепла... Вот в этой, почти «фронтовой», обстанов ке и действуют первый секретарь горкома Петросов и дежурный-инструктор Сарин, сразу вызывающие симпатию читателя. Хо тя они — обычные люди, наделенные и ка кими-то личными слабостями, и чисто чело веческими черточками характеров, однако в нужный момент эти партийные работники умеют мобилизовать на борьбу со стихией и всякими ЧП тысячи людей и, встав во главе них, выполнить до конца свой пар тийный и гражданский долг. Кроме повести «Двести тысяч», книга Д . Стахорского запоминается и нескольки ми безусловно своеобразными и яркими рас сказами: «Мой мужик», «Белый», «По-чело вечески», «Ну, я пошел» и др. В каждом из них взята нестандартная, по-своему острая и интересная ситуация, в каждом выпйсаны живые, запоминающиеся харак теры. Думается, можно уловить здесь и лю бимую мысль Д. Стахорского — решитель ное неприятие им людей типа «балласт»: сереньких, недумающих, нетворческих чело- вечков-винтиков, практически тех же ме щан, на которых «стоит, но не движется мир...» Именно таков оператор аэрогеодезиче ской партии Василий Лукич Брюкин («Мой мужик») — человек, конечно, и . мягкий, и безобидный, и даже чем-то симпатичный, но — именно «балласт», что осознает даже он сам. В странных, полуфантастических снах, которые Брюкин видит во время ра бочих полетов над тайгой, ему начинает являться некий таинственный «мужик» — сотрудник внеземного Института Управле ния Элементарными Цивилизациями. Этот «мужик» отвечает там, в своем Огромном космическом «Институте», именно за Брю- кина и его аэрогеодезическую партию («от дел сорок два-восемнадцать»). И все бы ничего, но выясняется, что и этот брюкин- ский «потусторонний контролер» тоже у себя на небесах — «балласт», тоже равно душный, инертный исполнитель, допускаю щий по халатности проникновение Брюкина (пусть хотя бы в снах) в святая святых своего «Института». Кончается все печально: земной «бал ласт» Брюкин уничтожается не без помощи своего небесного «балласта-контролера», ко торому безжалостный шеф просто-напро сто поручает закрыть «отдел сорок два- восемнадцать»... Точно так же, утверждает автор, и в жизни всегда наказываются инертность и равнодушие, леность и аморфность, — ведь человек силен и ценен прежде всего твор ческим потенциалом, душевным горением, активностью, — без них не стоит и жить, коптить попусту небо. Примерно той же мыслью где-то в под тексте «начинен» и рассказ «По-человече ски», где симпатии автора явно не на сто роне «лопуховатого» (хотя опять же и доброго, и доверчивого, и заботливого) буровика Василия, который довольно быст ро закончил личные поиски смысла бытия и зажил «по-человечески», «как вое», же нившись на девушке, когда-то любившей вовсе не его, а лихого, неуемного, правдо любиво-взрывного Серегу. Читателю стано вится ясно, что именно этот Серега, не •имеющий до сих пор ни кола ни двора, •неприкаянный, одинокий, .но зато — страстно ищущий, мятежный, никогда не сходящий «перед гадом с тропы»,— живет «по-человечески», то есть шжреннее, глуб же, интереснее, чем его омещанившийся товарищ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2