Сибирские огни, 1976, №8
шлось уступить семье механика, ибо «без механика стройке хана». Несхожие рассказы, но пафос один: изо- бражать человека труда без идеализации, находить в самой действительности такие коллизии, производственные и нравственные, когда фигура рабочего, мастера, бригадира выглядит далекой от хрестоматийности, «го- лубизны», когда герой рабочей среды стано вится понятным и близким самому различ ному читателю. Именно в этом плане выделяется рассказ В. Липатова «Самолетный кочегар», в кото ром живет самородок, фантазер по имени Ваня Пыж, прославившийся тем, что еще в кружке юных техников изобрел мотоцикл — «наверняка бы двигался, если бы Пыж до стал некоторые детали». У С. Залыгина есть такое признание: «Я езжу по Сибири около сорока лет, вижу эту страну, кажется, чувствую, ощущаю ее и во времени, а все никак не найду слов и поня тий, чтобы эти чувства и ощущения выра зить». А чуть ниже этих слов в статье «Пи сатель и Сибирь» С. Залыгин добавляет: «Время ведь влияет на человека, мы в этом не сомневаемся, а пространство? Вероятно, если бы Россия простиралась на Восток только до Урала, русские были бы несколь ко иного национального склада...» (С. З а лыгин. Литературные заботы. М., 1972). Публицист С. Залыгин не отделим от про заика С. Залыгина. В рассказе «Санный след», вошедшем в сборник, весьма ясно видно, как художник понимает сибирский характер. Читая рассказ, погружаешься в насыщенный мир ассоциаций, тонких душев ных чувствований, слитности человека с при. родой. И все же элегичность элегичности рознь. Из воспоминаний героя этого рассказа Иванова встает характер сложный, натура человека, связанного тысячами видимых и невидимых нитей с отчим краем, его суро вым обликом и многим другим, из чего роди лось это объемное название «Санный путь», столь символичное: жизненная дорога пря мая, нелегкая, без окольных восхождений и всякого рода зигзагов. В чем-то близки друг другу, хотя и не рав ноценны по художественным качествам, рас сказ С. Залыгина «Боб», помещенный также в сборнике, и новелла Д . Константиновского «Есть ли у человека корень». «Боб» — ост рая сатира, рисующая далеко не привлека тельного доцента одного из старейших си бирских университетов, карьеру бездарного приспособленца, а также милых «добряков», ученых, не нашедших времени, считавших ниже своего достоинства заниматься этой безликостью. В результате «добряки» ока зались прямыми соучастниками и одно временно жертвами истории «мыльного пузыря». Конфликты лжеученых и «добряков» име ли, как известно, самое широкое продолже ние в нашей романистике, в театральной и кино-драматургии. Д. Константиновский озабочен другим яв лением, столь же типичным в нынешнее вре мя,— «техницизмом», непробиваемо утвер дившимся в характере героя его рассказа, даровитого, закономерно преуспевающего инженера, пришедшего к тридцати пяти го дам к выводу, что «жизнь устроена скорее просто, чем сложно». А поскользнулся ин женер на малом: никак не объяснить сы нишке, почему ощипанный, найденный во дворе прутик не вырастает в нарядное де ревце и что такое корень у цветка; травин ки, а главное — у человека... Нравственные проблемы вышли в сборни ке «Сибирский рассказ» на передний план. Этому способствует и мастерский, с глубо ким злободневным подтекстом, рассказ «Уроки французского» В. Распутина. В сибирское, послевоенных лет, село при езжает из далекой Украины молоденькая учительница французского языка. Рассказ ведется от лица одного из подопечных, рас сказ, из которого складывается облик Учи теля с большой буквы, педагога по призва нию, где явствен неизгладимый след, что остается у ребенка на всю жизнь, если ему посчастливится встретить такого воспитателя. Одиннадцатилетний пацан поймет позже цену общения с этим человеком, поймет, как, вызывая огонь на себя, Лидия Михайловна рисковала ради своих учеников. Сейчас же только жжет горечь от столкновения с зады хающимся от гнева директором, застав шим (о боже!) ученика и учительницу иг рающими в «чику» на деньги, только прон зит грусть, когда придет посылка с Кубани, где будут лежать белые макароны и три красных яблока. Отвергающий всякую по мощь полуголодный мальчишка видел до этого яблоки лишь на картинке. Бесспорным украшением сборника стали рассказы В. Шукшина, чье богатое творче ство новеллиста представлено несколькими произведениями, из которых рассказ «Алеша Бесконвойный» смело можно отнести к ше деврам этого жанра. Поразительно, как знал и понимал Шукшин сельского жителя, как умел неподдельно сказать от имени и по поручению «простого человека»! Недавно мне довелось быть на родине пи сателя в селе Сростки, встретиться в Бийске с матерью Василия Макаровича, почитать его письма к родным. Есть в одном из этих прекрасных писем слова: «Верю в народ». Великой верой в своих героев и читателей одухотворено творчество писателя, которому так подходят строчки поэта Л. Мерзликииа — «до кровинки здешний человек». До сих пор мы останавливались на произ ведениях, ярко воплотивших образ совре. менника, его нравственный мир. Однако в этой же избранной прозе с такими расска зами соседствуют скрыто «сопротивляющие ся» им. Как ни парадоксально, но эти «со противляющиеся» порой населены героями тех же профессий, которые действуют под час в тех же обстоятельствах. А при чтении невольно вспоминаешь не лучшие образчи ки недавней «молодой прозы», отзвуки так называемой «.навой деревенской волны». Мелькают отважные геологи, уходящие из жизни в расцвете сил, погибающие в нерав ной схватке с разного рода чрезвычайно стью, возникают очаровательные юные суще ства, испытавшие сердечные уд'ары и обрет шие на лоне целебной сибирской природы желаемый покой. Захватывают в полон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2