Сибирские огни, 1976, №8

нкнижном полки Сибирский рассказ. Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1975. ' i . «Сборник этот,— говорится в коммента­ рии его составителя Е. Городецкого,— фор­ мировался таким образом, чтобы персонажи рассказов образовали своего рода «группо­ вой портрет» нашего современника-сибиря- ка, человека труда во всем многообразии проявлений его личности». Книга открывается произведением В. Ас­ тафьева «Тревожный сон». Этот рассказ на­ писан рукою зрелого мастера, явственно проступают знакомые нам его позиции: пи­ сать о войне, о ее трагических последстви­ ях, о ее живой памяти в сердце народном, писать так, «чтобы все было, как было». Н а­ конец, писать о героях родом из Сибири, о своих земляках. В «Тревожном сне» одно сюжетообразуЮ- щее событие: Фаина, вдова охотника Васи­ лия, не вернувшегося с войны, отдает ружье мужа, отдает не в чужие руки — другу его детства. Двадцать лет пролежало ружье, укутан­ ное промасленным тряпьем, двадцать лет Фаина ждет своего Василия, ждет фанатич­ но, даже не надеясь на чудо. Вся жизнь Фаины, ее молодость, ее счастливые дни с мужем, их мечты, и х ' недостроенный, ещё пахнущий смолистой тайгой дом, в котором теперь мы застаем героиню одинокой, с ужасными снами, когда видятся вдове неро­ жденные дети,— все минувшее встает в рас­ тревоженных воспоминаниях. Ведь, рас­ ставаясь с заветной вещью, Фаина прощает­ ся с мужем на сей раз навсегда. В. Астафьев — тонкий художник, наделен­ ный завидным даром писать «душу живу», удивительно поведать и радость земную, и великую скорбь. Война и ее незаживающие раны в судьбах людских волнуют и автора рассказа «Сенти­ ментальный день директора». Герой Ильи Лаврова, писателя ярко выраженного лири­ ческого склада,— современный командир производства, человек, обремененный беско­ нечными заботами, почти не имеющий сво­ бодной минуты. Но вот выпадает Ивану Кравцову отдых, в общем-то, даже нё от­ дых: идет смотр художественной самодея­ тельности, а настоящий руководитель и за эту «отрасль» отвечает. Происходит мета­ морфоза: суровый, резковатый сибиряк предстает мягким, деликатным, способным на обостренное восприятие красок бытия. Д а, типичен герой И. Лаврова для поколе. ния, грудью встретившего «сороковые-роко- вые». Оттого так щемяще грустны воспоми­ нания Ивана Тимофеевича: и сумрачное фойе, где толпятся парни с вещмешками, и девушка с косами чуть не до земли, и ее шрпот сквозь слезы: «Больше я тебя не уви­ жу, чует мое сердце...» Теме войны уделено ,на страницах сбор­ ника совсем немного внимания, но худо­ жественный уровень произведений, совре­ менное звучание определяют ее весомость в книге. Естественно, что в «антологию» сибирской новеллистики отбирались лучшие рассказы, созданные за последние десятилетия. Это произведения Сергея Залыгина и Василия Шукшина, Виктора Лихоносова и Валенти­ на Распутина, Виля Липатова и Юрия Ку- ранова, Анатолия Приетавкина и Виктора Потанина, Анатолия Никулькова и Влади­ мира Сапожникова, Аскольда Якубовского и Геннадия Машкина... Таким образом, книга «Сибирский рассказ» во многом отражает и картину развития основных тенденций «ма­ лого» жанра шестидесятых-семидесятых го­ дов, и интенсивность литературного процес­ са в Сибири. ...Цикл «Сибирских новелл» А. Приставки- на знакомит читателя с чудесными ребята­ ми, строителями Братской ГЭС, о которых автор может говорить, кажется, бесконечно, восхищаясь их смелостью, бывалостью, дружбой. Новелла «Горевшие» близка к до­ кументальному очерку (вообще манера рас­ сказчика в данном цикле схожа с поисками очеркиста: яркий факт, документальная за­ рисовка, «обобщенность» характера героя). На бетонном заводе случилось ЧП — обва­ рился рабочий. Пострадавшему нужна кровь, но донорами могут стать только те, кто когда-то имел сильные ожоги. В ма­ ленькую поселковую больницу потянулись бурильщики, бетонщики, девушки. Они убеждали врача, что горели, обжигались, д а­ же в том случае, если это был ожог пальца от утюга. «Люди все подходили и молча рас­ саживались. И им было ясно, что негорев­ ших среди них просто быть не могло». Рассказ «Особняк за ручьем» Владимира Мазаева написан в ином ключе: как будто бытовое повествование о молодоженах — Гошке, взрывнике из геологической партии, и мотористке насосной станции Нюсе, дока­ завших своей трогательной любовью, что с милым рай и в шалаше. Юные влюбленные оборудовали себе жилье в заброшенном зимнике, которое, кстати сказать, им при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2