Сибирские огни, 1976, №8
нкнижном полки Сибирский рассказ. Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1975. ' i . «Сборник этот,— говорится в коммента рии его составителя Е. Городецкого,— фор мировался таким образом, чтобы персонажи рассказов образовали своего рода «группо вой портрет» нашего современника-сибиря- ка, человека труда во всем многообразии проявлений его личности». Книга открывается произведением В. Ас тафьева «Тревожный сон». Этот рассказ на писан рукою зрелого мастера, явственно проступают знакомые нам его позиции: пи сать о войне, о ее трагических последстви ях, о ее живой памяти в сердце народном, писать так, «чтобы все было, как было». Н а конец, писать о героях родом из Сибири, о своих земляках. В «Тревожном сне» одно сюжетообразуЮ- щее событие: Фаина, вдова охотника Васи лия, не вернувшегося с войны, отдает ружье мужа, отдает не в чужие руки — другу его детства. Двадцать лет пролежало ружье, укутан ное промасленным тряпьем, двадцать лет Фаина ждет своего Василия, ждет фанатич но, даже не надеясь на чудо. Вся жизнь Фаины, ее молодость, ее счастливые дни с мужем, их мечты, и х ' недостроенный, ещё пахнущий смолистой тайгой дом, в котором теперь мы застаем героиню одинокой, с ужасными снами, когда видятся вдове неро жденные дети,— все минувшее встает в рас тревоженных воспоминаниях. Ведь, рас ставаясь с заветной вещью, Фаина прощает ся с мужем на сей раз навсегда. В. Астафьев — тонкий художник, наделен ный завидным даром писать «душу живу», удивительно поведать и радость земную, и великую скорбь. Война и ее незаживающие раны в судьбах людских волнуют и автора рассказа «Сенти ментальный день директора». Герой Ильи Лаврова, писателя ярко выраженного лири ческого склада,— современный командир производства, человек, обремененный беско нечными заботами, почти не имеющий сво бодной минуты. Но вот выпадает Ивану Кравцову отдых, в общем-то, даже нё от дых: идет смотр художественной самодея тельности, а настоящий руководитель и за эту «отрасль» отвечает. Происходит мета морфоза: суровый, резковатый сибиряк предстает мягким, деликатным, способным на обостренное восприятие красок бытия. Д а, типичен герой И. Лаврова для поколе. ния, грудью встретившего «сороковые-роко- вые». Оттого так щемяще грустны воспоми нания Ивана Тимофеевича: и сумрачное фойе, где толпятся парни с вещмешками, и девушка с косами чуть не до земли, и ее шрпот сквозь слезы: «Больше я тебя не уви жу, чует мое сердце...» Теме войны уделено ,на страницах сбор ника совсем немного внимания, но худо жественный уровень произведений, совре менное звучание определяют ее весомость в книге. Естественно, что в «антологию» сибирской новеллистики отбирались лучшие рассказы, созданные за последние десятилетия. Это произведения Сергея Залыгина и Василия Шукшина, Виктора Лихоносова и Валенти на Распутина, Виля Липатова и Юрия Ку- ранова, Анатолия Приетавкина и Виктора Потанина, Анатолия Никулькова и Влади мира Сапожникова, Аскольда Якубовского и Геннадия Машкина... Таким образом, книга «Сибирский рассказ» во многом отражает и картину развития основных тенденций «ма лого» жанра шестидесятых-семидесятых го дов, и интенсивность литературного процес са в Сибири. ...Цикл «Сибирских новелл» А. Приставки- на знакомит читателя с чудесными ребята ми, строителями Братской ГЭС, о которых автор может говорить, кажется, бесконечно, восхищаясь их смелостью, бывалостью, дружбой. Новелла «Горевшие» близка к до кументальному очерку (вообще манера рас сказчика в данном цикле схожа с поисками очеркиста: яркий факт, документальная за рисовка, «обобщенность» характера героя). На бетонном заводе случилось ЧП — обва рился рабочий. Пострадавшему нужна кровь, но донорами могут стать только те, кто когда-то имел сильные ожоги. В ма ленькую поселковую больницу потянулись бурильщики, бетонщики, девушки. Они убеждали врача, что горели, обжигались, д а же в том случае, если это был ожог пальца от утюга. «Люди все подходили и молча рас саживались. И им было ясно, что негорев ших среди них просто быть не могло». Рассказ «Особняк за ручьем» Владимира Мазаева написан в ином ключе: как будто бытовое повествование о молодоженах — Гошке, взрывнике из геологической партии, и мотористке насосной станции Нюсе, дока завших своей трогательной любовью, что с милым рай и в шалаше. Юные влюбленные оборудовали себе жилье в заброшенном зимнике, которое, кстати сказать, им при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2