Сибирские огни, 1976, №8
Александр Плитченко НЕБЕСНЫЙ СВОД ЭПОСА (Восторженные заметки об издании якутского героического эпоса олонхо «Нюргун Боотур Стремительный») 1 Эпический свод впрямую ассоциирует ся со сводом небесным. И не только тем, что герои народных сказаний в апофео зе славы, в покое счастья, достигнутого неимоверными усилиями, в лучах благо получия и благоденствия народа свое го —поднимаются на небеса и становят ся звездами, подобно алтайскому бога тырю Когюдей-Мергену. И не только тем сравнимы небесный и эпический своды, что эпос постоянно соотносит земное с небесным: «народ солнечноликий», «глаза коней горят как звезды», «поводья подобны солнечным лучам», а «лик девушки яснее полной луны». И не только потому сравнимы своды, что действие тюркоязычных эпосов про резает, связывает, показывает в противо борстве, взаимозависимости все три мира —Нижний (обитель зла), Средний (мир людей), Верхний (пространство светлых богов, прародителей и покрови телей богатырей и героев). Главная схожесть эпического и небес ного свода в том, что одинаково умозри тельны, воображаемы, условны — и не бесная твердь, и неподвижность, и огра ниченность эпического потока. Записи эпических сказаний — это карты звезд ного неба. Вживе эпос, как пространство духов ной жизни, бесконечен, он в движении, в непрерывном сопряжении вечных слов с вечными истинами. Видимо, нельзя без потерь отделить эпос от азиатской ночи, дыхания слу шателей, от сопровождающего воя пур ги, шелеста полугодового снега, звона росных лугов, возни и храпа скота за стенами жилищ, биения земных токов... Вместилище духовной культуры наро дов в дописьменный период — собрание исторических, этических, эстетических, космогонических, религиозных воззре ний — эпос, а мы теперь говорим о якут ском олонхо, был той средой, той атмосферой, в которой душа якута фор мировалась, впитывая жизненные, на циональные токи. Составляющие эту душу выстраивались в рисунке силовых линий олонхо. Эпос — это та живая вечная благодат ная почва, на которой вырастает пись менная литература. Жизнь литерату р ы —вся в истоке из эпоса, во взаимо связи с ним, в корнях. Мера отдаления и мера приближения к эпосу — мера подлинности современ ной лирики. 2 . Наконец, в наш дом он пришел — Долгожданный, Желанный гость! От ожиданья приезда его Затылки одеревенели у нас. От ожиданья прихода его Хребтины окоченели у нас. В тот день, как он Родился на свет, — Необъятный ревущий Небесный свои Дрогнул, Закачался волной... Средний мир Посредине вздулся дугой, Как трясина, весь всколебался он... Страшный подземный мир Расплескался, Как вода в турсуке...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2