Сибирские огни, 1976, №8

Александр Плитченко НЕБЕСНЫЙ СВОД ЭПОСА (Восторженные заметки об издании якутского героического эпоса олонхо «Нюргун Боотур Стремительный») 1 Эпический свод впрямую ассоциирует­ ся со сводом небесным. И не только тем, что герои народных сказаний в апофео­ зе славы, в покое счастья, достигнутого неимоверными усилиями, в лучах благо­ получия и благоденствия народа свое­ го —поднимаются на небеса и становят­ ся звездами, подобно алтайскому бога­ тырю Когюдей-Мергену. И не только тем сравнимы небесный и эпический своды, что эпос постоянно соотносит земное с небесным: «народ солнечноликий», «глаза коней горят как звезды», «поводья подобны солнечным лучам», а «лик девушки яснее полной луны». И не только потому сравнимы своды, что действие тюркоязычных эпосов про­ резает, связывает, показывает в противо­ борстве, взаимозависимости все три мира —Нижний (обитель зла), Средний (мир людей), Верхний (пространство светлых богов, прародителей и покрови­ телей богатырей и героев). Главная схожесть эпического и небес­ ного свода в том, что одинаково умозри­ тельны, воображаемы, условны — и не­ бесная твердь, и неподвижность, и огра­ ниченность эпического потока. Записи эпических сказаний — это карты звезд­ ного неба. Вживе эпос, как пространство духов­ ной жизни, бесконечен, он в движении, в непрерывном сопряжении вечных слов с вечными истинами. Видимо, нельзя без потерь отделить эпос от азиатской ночи, дыхания слу­ шателей, от сопровождающего воя пур­ ги, шелеста полугодового снега, звона росных лугов, возни и храпа скота за стенами жилищ, биения земных токов... Вместилище духовной культуры наро­ дов в дописьменный период — собрание исторических, этических, эстетических, космогонических, религиозных воззре­ ний — эпос, а мы теперь говорим о якут­ ском олонхо, был той средой, той атмосферой, в которой душа якута фор­ мировалась, впитывая жизненные, на­ циональные токи. Составляющие эту душу выстраивались в рисунке силовых линий олонхо. Эпос — это та живая вечная благодат­ ная почва, на которой вырастает пись­ менная литература. Жизнь литерату­ р ы —вся в истоке из эпоса, во взаимо­ связи с ним, в корнях. Мера отдаления и мера приближения к эпосу — мера подлинности современ­ ной лирики. 2 . Наконец, в наш дом он пришел — Долгожданный, Желанный гость! От ожиданья приезда его Затылки одеревенели у нас. От ожиданья прихода его Хребтины окоченели у нас. В тот день, как он Родился на свет, — Необъятный ревущий Небесный свои Дрогнул, Закачался волной... Средний мир Посредине вздулся дугой, Как трясина, весь всколебался он... Страшный подземный мир Расплескался, Как вода в турсуке...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2