Сибирские огни, 1976, №8
ли и чувства или удивляясь, как по- разному случается в жизни у разных людей. Да, не в сюжетных «поворотах» сила Решетникова, а в доподлинности чувств, в пристальности взгляда, в неотразимой искренности. И все это сказывается в интонации — то медлительно-нетороп ливой, то нервной, взволнованной, то за душевно-мягкой, но неизменно сохраня ющей строй и колорит устной речи. И не вообще речи, а крестьянской речи: по вествование ведется о человеке, который всю жизнь крестьянствовал, и рассказы вает это мальчишка, выросший в де ревне. Постепенно, от стихотворения к стихо творению, вырисовывается образ отца — труженика по призванию, по жизненной философии, мудрого воспитателя и на дежного защитника, отважного воина и душевного человека. В этих же строках —рядом с образом отца возникает образ рассказчика: мальчика, затем юноши, а потом —и взрослого, много испытавшего, но неиз менно сохраняющего в сердце все, что связано с отцом. Так входит в стихи об отце время. И еще —раздумья о жизни. О ее смысле. О долге. О Родине. Запоминаются —а говоря точнее, ста новятся близкими —и другие герои кни ги «Благодарение»: мать, братья, сес.тры, друзья детства. Несколько странно пи сать «герои книги» —понимаешь, что речь идет не о литературных персона жах, а о живых, конкретных людях; но тут как раз тот случай, когда оба по нятия —литературный персонаж и жи вой человек —полностью совпадают. Закономерно, что стихи о конкретных людях насыщены конкретными подроб ностями. Иначе быть не может — ведь На том крыльце, при входе в сени. Под водосточным козырьком. Там каждый гвоздь, что вбит в ступени. Там каждый малый сук знаком. Много связано с этим крыльцом — обыкновенным крыльцом обыкновенно го деревенского дома: Здесь в детстве мать меня качала. Напела песню не одну И в голос вечером кричала, Меня отправив на войну. На этом же крыльце мать «глядела вдаль из-под ладошки и день и ночь ме ня ждала. Боясь, чтоб не было оплошки, четыре года не спала». На этом же крыльце мать, скорбя о горестях сыно вей, «жалела нас, а не себя...» Пронзительны и точны подробности, увиденные поэтом, и нельзя не отклик нуться душой на каждую. Но они, эти подробности, нуждаются в завершающем штрихе. И такой штрих появляется в финальной строфе, делая стихи о крыль це родительского дома гимном материн ской любви, самоотверженному и само забвенному порыву миллионов матерей, вырастивших сыновей, затем благосло вивших их в бой за отчую землю и ду шою находившихся рядом с воюющими сынами: Шумя, стряхнут росу березы Иль солнце выгонит смолу. Мне мнится: материны слезы, Дымясь, сверкают на полу... Конкретное в этих стихах стало все общим, важным и дорогим для Многих. Поэт сумел наполнить воспоминания детства и юности чувством, которое от зовется в сердцах разных людей. Этим определяется главное в большинстве стихов книги «Благодарение». Люди, с которыми нас познакомил поэт,—очень обычные люди, внешне ни чем не выделяющиеся. Но неповторима их душевная красота, неотразимо обая ние их личности. Так раскрывается ве личие «простых» людей, составляющих в своей массе народ. Й книга о близких людях на поверку оказывается книгой о душевной красоте народа. С первых строк испытывая свою кров ную сопричастность к воссозданным поэ том картинам, «секрет» ее угадываешь не сразу. Прежде всего раскрываешься навстре чу душевной щедрости лирического ге роя. Перечитайте стихи —и вы почув ствуете, что множество подробностей, описанных поэтом, доступны лишь взгляду, освещенному любовью к отчим местам —любовью бескорыстной, пре данной, всепоглощающей, одним словом, истинно сыновней, будь то земля, ч то—■ Вся сыздетства обжита, Вся избегана мной. От поселка средь жита До тропы за копной, — будь то «дом родимый, родной» или те единственные слова, с которыми сын обращается к матери после долгой разлуки: Верный трудному долгу. Выл я в дальнем пути, Знаю, знаю, что долго Шел, родная. Прости! — будь то радость встречи с незабываемы ми, до боли близкими местами: Здравствуй, речка и поле — Свет в родимой избе! Блудный сын поневоле, Я вернулся к тебе. Эта сопричастность читателя возника ет и потому, что стихи овеяны поэзией детства —а детство было у каждого. Всегда волнуют бесконечно дорогие приметы прошлого. Они, эти приметы, могут быть различными. Может быть, старый колодец во дворе отчего дома, Со своею крышкою замшелой И круглым .воротом над ней. То мокрый, то оледенелый, Служил он дому с давних дней. Может быть, видение детства, возник шее потому, что «мне, поседевшему, снится,— я, маленький, с мамой иду».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2