Сибирские огни, 1976, №8

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Ю. Мостков СЛОВО ОБ ОТЧЕМ КРАЕ Эти три книги Леонида Решетникова фактически вышли почти одновременно, на протяжении полугода, в трех москов­ ских издательствах: «Середина лета» («Современник», 1974), «Осенний звездо­ пад» («Художественная литература», 1975), «Благодарение» («Советский писа­ тель», 1975). Каждая из них заслужива­ ет обстоятельного разговора. На. титуль­ ном листе «Осеннего звездопада» по­ мечено: «Избранные стихотворения». С полным основанием можно назвать из­ бранным и сборник «Середина лета», хотя он не повторяет «Осеннего звездо­ пада» ни по основному составу стихов, ни по принципам формирования. Согласитесь, что выход избранного — далеко не рядовое событие; еще реже появляются два таких тома одного авто­ ра. И все же я поведу речь не о них, а о книге «Благодарение». Правомерность такого выбора можно обосновать слова­ ми самого поэта. Одну из своих предыдущих книг («Поющий айсберг», Новосибирск, Запад­ но-Сибирское кн. изд-во, 1969) Леонид Решетников завершил стихотворением, наполненным предчувствием новой ра­ боты и нетерпеливым ожиданием ее. Еще слово дымится, Как слеза на щеке, На последней странице. На последней строке. А уж книга иная, Та, что главной зовут, Снисхожденья не зная, Подошла. Тут как тут. Эта главная книга — Моя радость и боль. Крылья вдаль и вериги. Мед душистый и соль. Мне врученный в наследство. Хоть и нет уж его. Дом рожденья и детства, Дом отца моего... Строки стихотворения —оно называет­ ся «Главная книга» —поднизаны пред­ ощущением ответственности, которую поэт сам налагает на себя уже одним выбором темы. Его задача —поведать про «дом рожденья и детства, дом отца моего»—ничуть не упрощается тем, что теперь не найдешь даже места, где стоял этот дом. Значит, речь пойдет о чем-то более важном, более существенном, не­ жели фундамент, стены или крыша. Дом детства становится символом всего, с чем вышел в большой мир лирический герой. Чаще всего Главная книга любому пи­ сателю видится где-то далеко впереди; а тут поэт, находящийся в расцвете творчества, называет только что вышед­ шую книгу Главной. Но нет оснований сомневаться, что «Благодарение» является именно этой, Главной книгой. Поэт исподволь шел к ней. Вот стихотворение из уже упоминав­ шегося сборника «Поющий айсберг»,— оно называется «Петухи поют». Поэта поражает не экзотика незнакомых мест, йе новые, еще невиданные краски, а са­ мое обычное: «Все лето, с темна до рас­ света, поют петухи на шестке». И этот издавна знакомый звук напоминает, «что свет —он не только курорты. Есть вещи особого сорта —земля и работа. Страда». И в петушином крике слышит­ ся поэту вопрос: А ты не забыл о деревне? А ты о земле не забыл? О той, пусть не самой красивой. Единственной той, что. любя. Тебя на ладонях носила И все еще помннт тебя? Всесильно желание быть в родных местах —без них нет радости жизни, нет радости творчества. А всего-то нужно — Кажется, «акая ж это малость! — Чтобы степь текла сквозь лунный дым И березка вдалеке качалась... 11. Сибирские огни № 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2