Сибирские огни, 1976, №8
водить и здесь свои наблюдения. Но там, в Исилькуле, остался созданный им пер вый в стране микрозаповедник для на секомых. В новой должности он может особенно широко проявить свои богатые способ ности художника-анималиста и декора тора. И все же не без грусти он говорит: — Здесь, под Новосибирском, мне при дется начинать все сначала... Продолжение следует В том памятном 1975 году Гребенни кову вручили медаль французского об щества «Друзья Жана-Анри Фабра». Крупнейшие ученые, собравшиеся на Всесоюзный съезд энтомологов, публич но благодарили его за заслуги в науке и пропаганду научных знаний. А чем все это пока кончилось, мы уже знаем. После знакомства с долгой перепис кой по поводу его работы, после разго воров с людьми, имевшими отношение к этому делу, и самим Виктором Сте пановичем мне стало ясно, что «дело вые люди», наскоро познакомившиеся с предварительными результатами опытов в Исилькуле, разделились на три группы. «Коли все готово, то он должен уже сегодня выпустить на поля свою армию «ручных» опылителей»,—заявляли одни. «Путь длинный, и кто знает, какова будет отдача»,—считали другие. «Пусть лучше рисует. У него это здо рово получается»,— заключали третьи. Что ж, рисовать Гребенников дейст вительно умеет. В. Песков посвятил да же целый «подвал» в «Комсомолке» его творчеству. Блестяще исполнил исиль- кульский умелец и целую серию экслиб рисов, вызвавшую восторженные отзы вы маститых знатоков. Он и в самом деле сумел не только уйти от стандарт ных виньеток со стереотипной подписью «Личная библиотека», но и выразить в этих миниатюрах характерные особен ности творчества и «генеральную ли нию» своих заказчиков. И рудничный инструмент на фоне Уральских гор в экслибрисе для писа теля Е. Пермяка, и кружащиеся при за катном солнце журавли (работа для неустанного пропагандиста защиты при роды В. Пескова), и сделанные по прось бе С. Сартакова, И. Халифмана и дру гих — все эти рисунки удивляют мастерством и глубиной проникновения художника в глубь души каждого из этих книголюбов. Придумал он и декоративные пластин ки с выпуклым контуром, ставшие но вым словом в гербаризации и позволив шие навсегда сохранить точную форму, объем и окраску мягких стеблей, соч ность плодов и нежность соцветий. Этот метод гербаризации одобрил академик Н. В. Цицин — директор Главного бота нического сада Академии наук СССР. А вот что писал по поводу оригиналь ных «стереоблоков» Гребенникова один из наших солидных журналов, занимаю щийся популяризацией перспективных открытий и изобретений: «История живописи, древнейшего из изобразительных искусств, всегда полу чала толчки от новых способов передачи пространства. Леонардо да Винчи раз работал учение о линейной и воздушной перспективах —и это на века послужило основой для развития живописи... Не исключено, что скромный по раз мерам «стереоблок» Гребенникова станет началом нового этапа не только в деко ративном искусстве, но и в живописи. Впервые художник может сознательно (после выработки правил и приемов ра боты) создавать кистью и пером стерео изображение в цвете... Подхвати эту но винку архитекторы и декораторы, и мы увидели бы в общественных зданиях грандиозные феерические изображения космических далей, планет, жизнь в глубинах океана, разгул могучих сти хий... Несомненно, что и кристаллогра фы, и структурщики, нуждающиеся в изображении очень сложных систем, то же могут воспользоваться этим новым способом». Да, человеку поистине удивительных способностей есть куда приложить свои золотые руки. И он, смолоду приучив ший себя ценить каждую минуту, успел сделать все это ПОПУТНО с главной ра ботой. С изучением трудолюбивого мох натого шмеля. Маленький труженик оказался инте реснейшим насекомым, и Гребенников за годы работы с ним открыл для себя немало нового. Шмель, например, в отличие от других своих крылатых собратьев, ищет места для гнездовий там, где остались следы давней или хотя бы слабой деятельно сти человека. Виктор Степанович не раз убеждался в этом, изучая расположение колоний шмелей у себя под Исилькулем. Работая в Воронежской области, он вновь удостоверился в этой, странной, на первый взгляд, закономерности. Небольшой участок, на котором груп па антэкологов проводила свои иссле дования, с трех сторон опоясывал ста рый противотанковый ров. Тридцать лет прошло с той поры, когда руки защит ников Родины выкопали его на опасном направлении. Нынче ров уже порядком осыпался. Густо поднялась по его краям веселая молодая трава, а посреди скло нов, насколько хватает взгляд, видне лась цепочка точечных отверстий, буд то кто-то прострочил вдоль рва из тяже лого пулемета, вогнав в сухую землю нескончаемую ровную очередь. Виктору Степановичу не пришлось долго разгадывать тайну этих отверстий. Постояв минуту на дне рва, он увидел, как к ним то с тонким высоким звоном подлетали одинокие пчелы, то с низким
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2