Сибирские огни, 1976, №8
го сельскохозяйственного института, оказалась рукопись докторской диссер тации, которую Гребенникова просили прорецензировать. Пришла бандероль из далекой Канады, от крупнейшего энто молога с мировым именем Г. А. Хоббса, приславшего сибирскому коллеге свою новую брошюру. Польский профессор П. Мариковский благодарит Виктора Степановича за удачные иллюстрации к его только что вышедшей научно-по пулярной книге. Так кто же он такой — Виктор Степа нович Гребенников? Писатель? Пожалуй, да. В различных журналах, сборниках и центральных га зетах опубликована интереснейшая се рия его очерков. Несколько лет назад вышла увлекательная книга «Миллион загадок», а сейчас закончена новая. Ученый? Несомненно. Действительный член Всесоюзного энтомологического об щества и французского общества «Дру зья Жана-Анри Фабра», автор более со рока научных работ, В. С. Гребенников по праву был участником съездов совет ских энтомологов и 8-го Международно го симпозиума по защите растений. О таланте Гребенникова-художника свидетельствует хотя бы тот факт, что прошлым летом в Москве с необычай ным успехом прошла его персональная выставка под названием' «Графика, жи вопись, скульптура, новая изобразитель ная техника». На ней москвичи и гости столицы увидели муляжи, рисунки, вы полненные пером и кистью, декоратив ные пластинки, эскизы, удивительные стереоблоки и чеканку с изображением насекомых. Они выглядят совсем как живые — лихие, стремительные наездники, трудо любивые серые паучки, добродушные жуки и дружные муравьи, необычайно достоверно переданные кистью и резцом большого художника. Зоркий глаз ученого-анималиста под метил тончайшие нюансы поведения обитателей этого крошечного, почти ска зочного мира, скрытого от нас за зеле ной стеной трав и листьев. А ведь, в сущности, он сумел просто наклониться и всмотреться в то, что каждый из нас видел не один раз, порой не задумыва ясь, как велико и многообразно это вол шебное царство наших крохотных друзей и помощников. Гребенников обладает и еще одной за мечательной способностью. Он изобража ет всю эту «мелочь» не только скрупу лезно точно, не только в десятки раз крупнее, но и вызывая чувство удивле ния перед мастерством красочной пере дачи строения махоньких жучков и пче лок. Он всегда старается показать своих «героев» в движении, в полете или схватке с таким же еле приметным про тивником, сводя нас «лицом к лицу» с ними. И эта нехрестоматийность, есте ственность, схваченная точным лако ничным мазком, открывает нам харак тер микроскопического натурщика. Именно здесь, в этом пристальном, доскональном изучении поведения полю бившейся ему мелкоты и увиделись мне истоки того шага, который Виктор Сте панович сделал когда-то, перешагнув черту между «просто» художником и эн томологом. Того первого шага, который и определил сегодняшнего Гребеннико ва — прежнего преподавателя художе ственной школы, для которого сейчас живопись — лишь личный атрибут серь езного ученого. Стоит в центре Исилькуля детская ху дожественная школа. Первая в Сибири такая школа на селе, которую основал и в которой более десяти лет прорабо тал Виктор Степанович. Он вырос в довоенном Симферополе. Тогдашний Крым был совсем не тот, что нынче. Девственные заросли на склонах древних гор, кружащие над скалами грифы будили фантастические мечты о необитаемых островах и кре нящихся под белоснежной пирамидой парусов клипперах. Днями лазил он с приятелями по зага дочным полутемным пещерам, выкапы вал из белых меловых склонов рако вины и окаменевших морских ежей. В бывшем дворянском доме каким-то чу дом сохранилась старинная библиотека, и он до глубокой ночи перечитывал фаб- ровскую «Жизнь насекомых», захватив шую его сильнее приключений Ната Пинкертона и Шерлока Холмса. Однажды отец — крестьянский саморо док, получивший больше десятка патен тов за самые различные изобретения (от приспособлений к пишущим машин кам до станка для бесшумной заточки напильников), привел сына к своему дру гу, известному крымскому натуралисту и краеведу Сергею Ивановичу Забнину. Самого хозяина маленький Витя почти не запомнил, но, как рассказывает он, «могу до мельчайших подробностей вос становить в памяти его рабочую комна ту, где в клетках и садках ползали насекомые, ящерицы и змеи, в аквариу мах жили моллюски, плавали морские коньки и другие рыбы, а на стенах ви сели приводившие меня в трепет кол лекции огромных усатых и рогатых за морских красавцев-жуков». Решение отца не было случайным. Он давно уже заметил интерес сына к ме люзге, копошившейся рядом —за крыль цом стоявшего на окраине Симферопо ля дома. Часами вглядывался Витя в разноцветных муравьев и жучков, увле ченно перенося их фигурки на бумагу. Кстати, он своими руками сделал не сколько микроскопов, попутно само стоятельно разобравшись в сложных оп тических системах, которые еще только предстояло «проходить» в школе. Отцов ские уроки не прошли даром. А потом была война. Семья Гребен никовых ос.ела в Исилькуле. Потом они ненадолго уезжали в Среднюю Азию, но после смерти отца снова вернулись
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2