Сибирские огни, 1976, №8
вая форма торговли — не волшебная палоч ка, которая заурядное предприятие в миг превращает в образцовое. Хороший магазин? Мы, покупатели, обя зательно поставим такое условие: это тот, где достаточный выбор товаров и нет оче редей. Такая покупательская позиция во многом перекликается с мнениями лучших торговых коллективов. «Очередь — это торговое бес культурье»,— заявили работники Воскре сенского торга, что в Московской области. И не только заявили. Они взглянули на при вычный покупательский черед сегодняшни ми зрячими очами, проанализировали при чины его возникновения и пришли к весьма определенным выводам. Они, например, з а интересовались таким вопросом: сколько ча сов торгует магазин в то время, когда боль шинство воскресенцев свободно от работы. Решили увеличить количество двухсменных магазинов. Хлеб, молоко, овощи здесь про дают с семи часов утра, значительное число магазинов работает без перерыва на обед. «Очередь — торговое бескультурье» — это очень точно. Возникновение «хвоста» —всег да сигнал тех или иных торговых бедствий. Иные работники так долго объясняли воз никновение очередей отсутствием тех или иных товаров, что практически разучились торговать по науке. Глядишь, товаров стало много, а «хвост» у магазина, словно у нера дивого студента. Экзамен на организатор ское мастерство так и не сдан: о подготовке кадров забыли, формы материальной ответ ственности не продумали, графики выхода продавцов построены неправильно, завоз то варов не отлажен. И все же такой руководитель и по сей день чувствует себя неплохо. Могут нам возразить: возникновение очереди не всегда зависит от магазина. Это, конечно, так. Но настоящая беда в том и заключается, что магазин — его руководители, продавцы — никак не зависит от очереди. За очереди не ругают. Более того, очередь для иных работ ников — признак бойкости торговли, быст рого и стремительного выполнения плана с наименьшими затратами. Именно с ее по мощью корректируются те или иные коммер ческие промахи: «Секция плана не выполня ет, подбросим дефицитный товар, народ на бежит, вмиг расхватают». Но ведь и дефи цит, как показывает жизнь, умирает быст рее, чем торговое бескультурье. К сожалению, сегодня мнение покупате лей, обобщенное и проанализированное, не является решающим в оценке работы тор гового предприятия. Всем нам далеко не безразлично, как получен высокий товаро оборот: за счет штурма в последнюю пяти дневку, отмены выходных или в результате четкой, размеренной работы не только в те чение месяца, но и в течение каждого часа рабочего дня. Странно, но ритмичность ра боты предприятия до оих пор не учитывает ся при подведении итогов работы. Нет чет ких критериев качества работы, поэтому большинство предприятий не заинтересова но в главном — в покупателе, который не ушел бы из магазина без нужной покупки. Действительная оценка работы торгового коллектива немыслима без учета нашего мнения, мнения покупателей. Проблема ка чества выдвигается в десятой пятилетке в ряд наиважнейших. В промышленности. Сельском хозяйстве. «Еще острее проблема качества работы, внимания к потребителям и его запросам стоит в торговле, общест венном питании, бытовом обслуживании»,— говорил на XXV съезде КПСС товарищ Леонид Ильич Брежнев. В разных городах ищут методы быст рого и точного определения покупательско го взгляда на торговое предприятие. Мо сковский «Детский мир» заинтересовался автоматом «общественного мнения», кото рый был создан в Институте экономики Сибирского отделения Академии наук СССР. Московский ГУМ заключил договор содру жества на разработку ряда подобных ав томатов с техническими кафедрами Москов ского государственного педагопического ин ститута имени В. И. Ленина. На простые вопросы, как показывает практика, отвечать совсем не просто. Орга низаторам торговли и изобретателям, науч ным работникам и экономистам есть, над чем подумать, чтобы из множества субъек тивных оценок вывести достаточно точное и достоверное; «Этот магазин работает хо рошо». И тогда Сергей Максимович не будет тре бовать книги жалоб и предложений, чтобы высказать лишь свое неудовольствие. Гам ма его оценок станет шире, его мнение ста нет весьма важным аргументом в оценке ра боты коллектива. А покидая магазин, ему надо будет только нажать кнопку автомата общественного мнения, чтобы, ответив на вопросы, точно определит* свои претензии. * * * С Сергеем Максимовичем мы расстались у дверей универмага. Сегодня или завтра мы с вами тоже заглянем в магазин. И снова встретимся с продавцом, товароведом или даже — чего не бывает! — с директором. Этот рассказ, быть может, ближе познако мил вас с ними, их заботами, трудностями, проблемами. Нет, не простая это работа — забота о нас.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2