Сибирские огни, 1976, №8

вая форма торговли — не волшебная палоч­ ка, которая заурядное предприятие в миг превращает в образцовое. Хороший магазин? Мы, покупатели, обя­ зательно поставим такое условие: это тот, где достаточный выбор товаров и нет оче­ редей. Такая покупательская позиция во многом перекликается с мнениями лучших торговых коллективов. «Очередь — это торговое бес­ культурье»,— заявили работники Воскре­ сенского торга, что в Московской области. И не только заявили. Они взглянули на при­ вычный покупательский черед сегодняшни­ ми зрячими очами, проанализировали при­ чины его возникновения и пришли к весьма определенным выводам. Они, например, з а ­ интересовались таким вопросом: сколько ча­ сов торгует магазин в то время, когда боль­ шинство воскресенцев свободно от работы. Решили увеличить количество двухсменных магазинов. Хлеб, молоко, овощи здесь про­ дают с семи часов утра, значительное число магазинов работает без перерыва на обед. «Очередь — торговое бескультурье» — это очень точно. Возникновение «хвоста» —всег­ да сигнал тех или иных торговых бедствий. Иные работники так долго объясняли воз­ никновение очередей отсутствием тех или иных товаров, что практически разучились торговать по науке. Глядишь, товаров стало много, а «хвост» у магазина, словно у нера­ дивого студента. Экзамен на организатор­ ское мастерство так и не сдан: о подготовке кадров забыли, формы материальной ответ­ ственности не продумали, графики выхода продавцов построены неправильно, завоз то­ варов не отлажен. И все же такой руководитель и по сей день чувствует себя неплохо. Могут нам возразить: возникновение очереди не всегда зависит от магазина. Это, конечно, так. Но настоящая беда в том и заключается, что магазин — его руководители, продавцы — никак не зависит от очереди. За очереди не ругают. Более того, очередь для иных работ­ ников — признак бойкости торговли, быст­ рого и стремительного выполнения плана с наименьшими затратами. Именно с ее по­ мощью корректируются те или иные коммер­ ческие промахи: «Секция плана не выполня­ ет, подбросим дефицитный товар, народ на­ бежит, вмиг расхватают». Но ведь и дефи­ цит, как показывает жизнь, умирает быст­ рее, чем торговое бескультурье. К сожалению, сегодня мнение покупате­ лей, обобщенное и проанализированное, не является решающим в оценке работы тор­ гового предприятия. Всем нам далеко не безразлично, как получен высокий товаро­ оборот: за счет штурма в последнюю пяти­ дневку, отмены выходных или в результате четкой, размеренной работы не только в те­ чение месяца, но и в течение каждого часа рабочего дня. Странно, но ритмичность ра­ боты предприятия до оих пор не учитывает­ ся при подведении итогов работы. Нет чет­ ких критериев качества работы, поэтому большинство предприятий не заинтересова­ но в главном — в покупателе, который не ушел бы из магазина без нужной покупки. Действительная оценка работы торгового коллектива немыслима без учета нашего мнения, мнения покупателей. Проблема ка­ чества выдвигается в десятой пятилетке в ряд наиважнейших. В промышленности. Сельском хозяйстве. «Еще острее проблема качества работы, внимания к потребителям и его запросам стоит в торговле, общест­ венном питании, бытовом обслуживании»,— говорил на XXV съезде КПСС товарищ Леонид Ильич Брежнев. В разных городах ищут методы быст­ рого и точного определения покупательско­ го взгляда на торговое предприятие. Мо­ сковский «Детский мир» заинтересовался автоматом «общественного мнения», кото­ рый был создан в Институте экономики Сибирского отделения Академии наук СССР. Московский ГУМ заключил договор содру­ жества на разработку ряда подобных ав­ томатов с техническими кафедрами Москов­ ского государственного педагопического ин­ ститута имени В. И. Ленина. На простые вопросы, как показывает практика, отвечать совсем не просто. Орга­ низаторам торговли и изобретателям, науч­ ным работникам и экономистам есть, над чем подумать, чтобы из множества субъек­ тивных оценок вывести достаточно точное и достоверное; «Этот магазин работает хо­ рошо». И тогда Сергей Максимович не будет тре­ бовать книги жалоб и предложений, чтобы высказать лишь свое неудовольствие. Гам­ ма его оценок станет шире, его мнение ста­ нет весьма важным аргументом в оценке ра­ боты коллектива. А покидая магазин, ему надо будет только нажать кнопку автомата общественного мнения, чтобы, ответив на вопросы, точно определит* свои претензии. * * * С Сергеем Максимовичем мы расстались у дверей универмага. Сегодня или завтра мы с вами тоже заглянем в магазин. И снова встретимся с продавцом, товароведом или даже — чего не бывает! — с директором. Этот рассказ, быть может, ближе познако­ мил вас с ними, их заботами, трудностями, проблемами. Нет, не простая это работа — забота о нас.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2