Сибирские огни, 1976, №8
Но порой не нам служит торговая услуга, а мы оказываемся в услужении у нее. Еще случай. Был неказистый магазин хоз товаров. Ни о каких передовых веяниях в нем и понятия не имели. И, конечно, поку патели сетовали: тесно у вас, товара не увидишь. Теперь их магазин в прекрасном здании, в большом торговом зале — само обслуживание. Товар виден прекрасно, зато куда-то исчезли продавцы. Стоишь сирота сиротой среди банок с красками, тебе хочет ся узнать, какая из них лучше, сколько чего надобно купить для покраски квартиры, нужна ли олифа или скипидар — ни звука, ни слова. Покупатель явно не поспевает за прогрес сом. Он по старинке все еще хочет увидеть в продавце консультанта, советчика. Не по нимает, что теперь в некоторых магазинах появился совершенно новый тип продавца — сторож. Толпятся эти сторожа с дипломами тор говых техникумов и училищ, как правило, на выходе из магазина. В ином торговом зале, где продаются даж е технически слож ные товары, находишься как в темном лесу, Как ни аукнешься — продавец не отклик нется. Хорошо известно, что труднее всего отве чать на самые простые вопросы. «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха, что' такое «хорошо» и что такое «плохо»?» Иной раз и мы, взрослые, оказываемся в положе нии недоумевающей крохи. Спрашивается: какой магазин хорош, какой плох? После каждого посещения магазина мы ведь даем оценку качеству его работы: «Ку пил — не купил, быстро — медленно, веж ливо — грубо, внимательно — равнодуш но...» Наша память накапливает эти поляр ности, чтобы потом вынести свое суждение: плохой магазин, хороший. Более того, наши оценки безапелляционно порой распростра няются на целые города. «Вот в К., я вам скажу, сервис, а в Н. такие очереди в сто ловые — длиннее не видал». Ах, как далека наша категоричность от истины. В том самом магазине, в котором вечно простаиваешь в очередях, где пренеб режительны продавщицы, вдруг видишь пе реходящее Красное знамя — коллектив, ока зывается, победитель в социалистическом соревновании; В недоумении мчишься в торг, спрашиваешь: почему же они победите ли, как вы судили да рядили? «Очень про сто, говорят, и совершенно верно. В этом магазине самый высокий товарооборот; Прибыль дали сверх плана. А издержки об ращения даже снизили...»— «Такой оборот в магазине высокий,— говорим,— потому, что рядом с вокзалом магазин расположен, нас, поку,пателей, много».— «А что,— спра шивают,— вам в этом магазине нагрубили? Или вы нарушение правил советской торгов ли обнаружили? Мы ведь мнение покупате^- лей учитываем, книги жалоб й предложений обязательно просматриваем...» Теперь договоримся об исходных позици ях в этом разговоре. О том, что экономиче ские показатели работы торгового пред приятия имеют первостепенное значение,— спору нет. Речь идет сегодня, как важней шие эти количественные показатели мы дополняем учетом качества работы кол лектива. Как же обстоит дело сегодня? Отдадим должное четкой системе контроля и прове рок: строго учитываются нарушения правил торговли, отступления от ассортиментного минимума, жалобы покупателей и так далее. Известно, что за все эти упущения винов ные подвергаются моральным и материаль ным взысканиям. Но разве такая оценка ис черпывает широкое понятие высокой культу ры обслуживания? Несовершенную и непол ную эту меру в чем-то можно сравнить с градусником, ртутный столбик которого не может подняться выше нуля и который в си лу этого измеряют только минусовые тем пературы. Не иметь нарушений — не слиш ком ли мало для того, чтобы дать высокую оценку работе коллектива? Схема наказаний за упущения разработа на детально. Она направлена на создание покупателям всех необходимых условий для приобретения промышленных и продоволь ственных товаров с наибольшими удобства ми и наименьшей затратой времени. А как поощряется сегодня хорошая рабо та? Премии, как известно, выплачиваются 'за выполнение плана, за проценты его пере выполнения. При этом десятипроцентная премия за выполнение плана выплачивается при условии соблюдения высокой культуры обслуживания. Однако же в пбнятие «высо кой культуры» включается все то же отсут ствие существенных нарушений и заме чаний. Примечательно, что на предприятиях, пе реведенных на новый порядок планирования и материального стимулирования,— в раз ных по-разному,— пытаются найти формы поощрения лучших продавцов, показываю щих образцы работы с покупателем. Тут и вручение вымпелов победителям соревнова ний, и конкурсы на звание лучших по про фессиям, .и выплата вознаграждений по ито гам работы за год. Однако же сами крите рии качества работы коллектива все еще зыбки и неопределенны. А необходимость в точных определениях назрела. Точки зрения здесь разные. Критерий качества — это прежде всего самообслуживание. Спору нет, самообслуживание требует более высоких стандартов работы коллек тива. Но ведь самая отличная форма дале ко еще не определяет хорошего содержания. Красноречивый тому пример. Магазин пе ревели на самообслуживание. В торговом зале стало тесно, в «часы пик» покупателям приходится стоять на улице и ждать, когда пустят в помещение. А там новые очереди к продавцам, которые взвешивают рыбу, мя со, сыр, колбасу, ибо фасованных товаров промышленность выпускает мало. Резуль тат? Ассортимент стал беднее, времени на покупку население тратит больше. Вот так хороший, по мнению покупателей, магазин стал очень плохим. Виновато самообслуживание? Ни в коей мере. Виноваты организаторы торговли, ко торые без соответствующей подготовки пе решли на работу по-новому. Нужная и но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2