Сибирские огни, 1976, №8
— Сороковой размер?— привычно пере спросили в отделе обуви.— Обувь для взрос лых бывает редко. Посетим магазин «Детский мир». Что вам могут здесь предложить? Предельные раз меры детского прейскуранта: 37 — по обуви, 42 — по трикотажу, 46 — по готовой одеж де. Родителям подростков приходится ре шать весьма непростую задачу. 37-й пре дельный размер по девичьей обуви позволя ет в большинстве случаев одеть не только старшеклассниц, но и их мам. Тот же 37-й размер для мальчиков отправляет во взрос лый магазин большинство пятиклассников. В «Детском мире» можно купить хорошень кое платьице для восьмиклассницы, но ком бинацию к нему обязательно предложат взрослую: ни по фигуре, ни по цене не под ходящую для скромной школьницы. «Прей скурантом не предусмотрено...» Этот стерео типный ответ мы слышим в магазинах часто. Моды, покрои, расцветки не предусматри вали рыжеватого Сеньку, вытянувшегося, как подсолнух, на полтора с лишним метра вверх... Как догоняют моду.. Теперь о моде. Говорят: «М ода— словно популярная кинозвезда: у нее масса поклон ников и почти нет друзей». Спор с модой бессмыслен. Она, как изве стно, бывает смешна дважды — когда при ходит и когда уходит. Тот, кто за ней не поспевает, смешон постоянно. Нередко можно услышать: «Мода — явле ние стихийное». Вот как полемизирует с этим утверждением один из самых извест ных советских модельеров Вячеслав Михай лович Зайцев. Он считает, что, с одной сто роны, мода впитывает всю общественную, научную, техническую и культурную инфор мацию и, преломив через себя, создает об разцы для подражания. В этом смысле она стихийна, подвластна каким-то глобальным изменениям. С другой стороны, такие изме нения (даже если это всего лишь изобрете ние принципиально новой ткани) происходят редко, колебания же в моде — ежесезонно. И тут она, конечно, управляема. Тот же Зайцев считает, что национальные костюмы, народные мотивы — поистине зо лотая жила для модельеров. Жила, которая разрабатывается нами вяло, без творческой предприимчивости. Преступно отдавать это наше богатство на откуп западным модель ерам, которые под охраной полиции держат каждую, даже самую незначительную свою идею и спокойно присваивают наши. Стоит появиться за границей нашему националь ному ансамблю, состояться гастролям опер ного театра, имеющего в репертуаре «Хо ванщину» или «Бориса Годунова», как у то го же Диора немедленно создаются и идут буквально нарасхват модели «а ля рюсс» — вышитые пальто типа кафтанов, косоворот ки, украинские рубашки. Не менее вредно устраивать на моду гоне ния, иронизировать над ней, вооружившись мнением специалистов из разных областей знаний. Тут чксто происходит подмена по нятий: ведут борьбу не с модой, а с теми, кто ее доводит до абсурда. И получается, вроде бы виновата -мода, хотя виной все м у— плохой вкус, низкая культура. Подобное произошло с обувью на «плат форме». О ней много говорили, писали в га зетах, она была излюбленной темой для карикатуристов, о ней рассказывали анек доты. Над ней подтрунивали и... станови лись в очередь, когда она появлялась в ма газинах. — Что мы покупаем сегодня, что захотим купить завтра? — вопросы, ответы на кото рые заботят специалистов различных отрас лей, коллективы промышленности и торгов ли. Наша с вами покупка зависит, разуме ется, от того, что предлагают магазины. И, конечно, от того, как они это делают. Итак... ...как мы покупаем? Как мы покупаем? Д а, верно, так, как нам продают. Деятельность торговли, ее оборот измеряют рублями. Мера эта совершенно точная для статистики, но йеполная для оценки сферы обслуживания. В конце кон цов есть ли радость для покупателя от от личных показателей магазина, если в нем ему нагрубили? И даже не словом, а равно душием. И пусть директор перечисляет со рок видов услуг, что оказывает магазин по купателю, мы все равно останемся недо вольны обслуживанием, если нас подолгу заставят стоять в очереди. Проблема качества работы торговли име ет, так сказать, универсальный характер. Она возникает вне зависимости от географи ческого района, климатических условий — и на курортном пляже в Геленджике, и на плато РасвумЧорр, в полярных Хибинах, и в Академгородке под Новосибирском. Порой бывает и так: там, где труднее работать,— торгуют даже лучше. Идет это от мобилизо ванности самих работников, от более жест кого контроля. Наверное, каждому из нас знакомы подоб ные картинки. В одном магазине решили шагать в ногу с веком — открыли бюро до брых услуг: «Незачем покупателю ходить в магазин — магазин придет в каждый дом». И вправду приходит. Жилец в половине восьмого отбывает на работу, а спустя все го полчаса в дверь стучится продавец, ос тавляет бутылку молока. К концу дня полу чается среднего качества простокваша. По прямому смыслу слово «услуга» озна чает действие, приносящее пользу другому.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2