Сибирские огни, 1976, №8

— Сороковой размер?— привычно пере­ спросили в отделе обуви.— Обувь для взрос­ лых бывает редко. Посетим магазин «Детский мир». Что вам могут здесь предложить? Предельные раз­ меры детского прейскуранта: 37 — по обуви, 42 — по трикотажу, 46 — по готовой одеж­ де. Родителям подростков приходится ре­ шать весьма непростую задачу. 37-й пре­ дельный размер по девичьей обуви позволя­ ет в большинстве случаев одеть не только старшеклассниц, но и их мам. Тот же 37-й размер для мальчиков отправляет во взрос­ лый магазин большинство пятиклассников. В «Детском мире» можно купить хорошень­ кое платьице для восьмиклассницы, но ком­ бинацию к нему обязательно предложат взрослую: ни по фигуре, ни по цене не под­ ходящую для скромной школьницы. «Прей­ скурантом не предусмотрено...» Этот стерео­ типный ответ мы слышим в магазинах часто. Моды, покрои, расцветки не предусматри­ вали рыжеватого Сеньку, вытянувшегося, как подсолнух, на полтора с лишним метра вверх... Как догоняют моду.. Теперь о моде. Говорят: «М ода— словно популярная кинозвезда: у нее масса поклон­ ников и почти нет друзей». Спор с модой бессмыслен. Она, как изве­ стно, бывает смешна дважды — когда при­ ходит и когда уходит. Тот, кто за ней не поспевает, смешон постоянно. Нередко можно услышать: «Мода — явле­ ние стихийное». Вот как полемизирует с этим утверждением один из самых извест­ ных советских модельеров Вячеслав Михай­ лович Зайцев. Он считает, что, с одной сто­ роны, мода впитывает всю общественную, научную, техническую и культурную инфор­ мацию и, преломив через себя, создает об­ разцы для подражания. В этом смысле она стихийна, подвластна каким-то глобальным изменениям. С другой стороны, такие изме­ нения (даже если это всего лишь изобрете­ ние принципиально новой ткани) происходят редко, колебания же в моде — ежесезонно. И тут она, конечно, управляема. Тот же Зайцев считает, что национальные костюмы, народные мотивы — поистине зо­ лотая жила для модельеров. Жила, которая разрабатывается нами вяло, без творческой предприимчивости. Преступно отдавать это наше богатство на откуп западным модель­ ерам, которые под охраной полиции держат каждую, даже самую незначительную свою идею и спокойно присваивают наши. Стоит появиться за границей нашему националь­ ному ансамблю, состояться гастролям опер­ ного театра, имеющего в репертуаре «Хо­ ванщину» или «Бориса Годунова», как у то­ го же Диора немедленно создаются и идут буквально нарасхват модели «а ля рюсс» — вышитые пальто типа кафтанов, косоворот­ ки, украинские рубашки. Не менее вредно устраивать на моду гоне­ ния, иронизировать над ней, вооружившись мнением специалистов из разных областей знаний. Тут чксто происходит подмена по­ нятий: ведут борьбу не с модой, а с теми, кто ее доводит до абсурда. И получается, вроде бы виновата -мода, хотя виной все­ м у— плохой вкус, низкая культура. Подобное произошло с обувью на «плат­ форме». О ней много говорили, писали в га­ зетах, она была излюбленной темой для карикатуристов, о ней рассказывали анек­ доты. Над ней подтрунивали и... станови­ лись в очередь, когда она появлялась в ма­ газинах. — Что мы покупаем сегодня, что захотим купить завтра? — вопросы, ответы на кото­ рые заботят специалистов различных отрас­ лей, коллективы промышленности и торгов­ ли. Наша с вами покупка зависит, разуме­ ется, от того, что предлагают магазины. И, конечно, от того, как они это делают. Итак... ...как мы покупаем? Как мы покупаем? Д а, верно, так, как нам продают. Деятельность торговли, ее оборот измеряют рублями. Мера эта совершенно точная для статистики, но йеполная для оценки сферы обслуживания. В конце кон­ цов есть ли радость для покупателя от от­ личных показателей магазина, если в нем ему нагрубили? И даже не словом, а равно­ душием. И пусть директор перечисляет со­ рок видов услуг, что оказывает магазин по­ купателю, мы все равно останемся недо­ вольны обслуживанием, если нас подолгу заставят стоять в очереди. Проблема качества работы торговли име­ ет, так сказать, универсальный характер. Она возникает вне зависимости от географи­ ческого района, климатических условий — и на курортном пляже в Геленджике, и на плато РасвумЧорр, в полярных Хибинах, и в Академгородке под Новосибирском. Порой бывает и так: там, где труднее работать,— торгуют даже лучше. Идет это от мобилизо­ ванности самих работников, от более жест­ кого контроля. Наверное, каждому из нас знакомы подоб­ ные картинки. В одном магазине решили шагать в ногу с веком — открыли бюро до­ брых услуг: «Незачем покупателю ходить в магазин — магазин придет в каждый дом». И вправду приходит. Жилец в половине восьмого отбывает на работу, а спустя все­ го полчаса в дверь стучится продавец, ос­ тавляет бутылку молока. К концу дня полу­ чается среднего качества простокваша. По прямому смыслу слово «услуга» озна­ чает действие, приносящее пользу другому.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2