Сибирские огни, 1976, №8
не богатырь. Просто ученик восьмого клас са, который перерос одежку, что предлагает «Детский мир», а до «взрослого» магазина не дорос. О нем, его нуждах и проблемах нам доводилось уже писать и в «Правде», и на страницах «Советской торговли». В свое время в разных районах страны мы провели анкету, в которой попросили самих подростков и их родителей ответить на во прос, что же им надо? Материалы этих анкет могли бы помочь экономистам, товароведам, организаторам торговли в создании потребительского комп лекса. Трудно мириться с нехваткой того или иного товара. А тут не замечают много миллионного покупателя. Как же это полу чается? Думается, лишь потому, что до по следних лет потребительскому комплексу как таковому, методам его разработки, практике насыщения необходимыми товара ми не уделяли должного внимания. Что же такое потребительский комплекс? Под этим термином подразумевается комплекс товаров, удовлетворяющих круг однородных потребностей. Например, «Гар дероб женщины», «Все для домашнего хо зяйства», «Все для отдыха», «Дорога» и т. д. Наполнение комплексов конкретными товарами происходит под влиянием целого ряда факторов. Вот почему так важно се годня и — еще в большей степени — завтра увязывать планы товарооборота, его струк туру с планами развития отдельных отрас лей промышленности, службы быта, с до стижениями в социальной и культурной сферах. По мнению специалистов, проблемы фор мирования ассортимента товаров народного потребления следует рассматривать на двух уровнях. Первый — это уровень мини стерств и ведомств, отвечающих за создание и совершенствование тех или других групп изделий широкого потребления. Именно эти министерства должны обеспечить выпуск оптимального ассортимента закрепленных за ними групп изделий, что должно бы, в ча стности, выражаться в выпуске научно обо снованного набора изделий одного назначе ния, но разного класса, а следовательно, и разной стоимости, адресованных к опреде ленным категориям потребителей. Второй уровень — э т о , ранг общегосударственной межотраслевой ассортиментной политики, направленной в первую очередь на решение больших социальных задач. К ним относят ся освобождение женщин от трудоемких и тяжелых работ в домашнем хозяйстве, лик видация социально-экономических и куль турно-бытовых различий между городом и деревней, повышение удобств и экономия непроизводительных затрат времени в быту и другие. Формирование ассортимента промышлен ных товаров должно строиться в расчете на удовлетворение определенных нужд потре бителей. При этом изолированные друг от друга изделия, произведенные различными отраслями промышленности, должны обра зовывать целостные комплексы, способные наилучшим образом удовлетворять потреб ности человека. Такая задача очень сложна. Планируя выпуск, к примеру, легковых ав томашин, необходимо учитывать новые формы организации работ мастерских об служивания и ремонта, заправочных стан ций, наличие в продаже индивидуальных га ражей и прицепов, инструмента, запасных частей и, наконец, множества вещей, кото рые необходимы в дороге. Удовлетворение потребностей населения в стиральных маши нах и выявление оптимальных типов машин непосредственно связано с развитием систе мы домовых и общественных прачечных, химчисток, со строительством комбинатов бытового обслуживания. Но продолжим разговор о потребитель ском комплексе «Все для подростка». В нем заинтересован не только наш знакомый Сенька, а еще двадцать миллионов учеников седьмых-десятых классов, училищ и школ профессионально-технического образования, учащихся средних специальных учебных за ведений. Двадцать миллионов любознатель ных зрителей, читателей, слушателей, спорт сменов и болельщиков, туристов и коллек ционеров. И все поголовно — покупатели. Покупатели особого рода. Они приходят в магазин за ученическими тетрадями и школьной формой, футбольным мячом и праздничным платьем к выпускному балу. Широк круг их интересов и запросов. Пест рая по вкусам и требованиям многомил лионная покупательская аудитория. Сколь ко раз мы становимся в тупик перед разно образием этих вкусов, неожиданных пере мен в спросе, моде! Послушаем самих ребят. Н о в о с и б и р ц ы : «Плохая обувь. Убо гие расцветки платьев. Мешковатый покрой. Нет легких, удобных туфель. Все пальто одинаковых фасонов и расцветок. Для под ростков, к сожалению, подходящих това ров мало». К е м е р о в ч а н е : «Мало выпускают кра сивой и дешевой одежды и обуви. Нас огор чает, что платья для старшеклассниц шьют плохо, да и ткань блеклых расцветок. Все нужное приходится брать в магазинах для взрослых. Побольше обращайте внимания на подростков». Среди ответов на анкету был и такой: «Костюмы в магазинах хорошие, но я р а сту; «растут» размеры костюмов и платьев, стало быть, и стоимость их увеличивается». Это писал восьмиклассник из Томска. Вопрос, как видите, немаловажный. Изве стно, что цены на изделия детского ассор тимента в нашей стране неоднократно сни жались. Сейчас они примерно на треть де шевле, чем на взрослые вещи. Но стоит под ростку перейти ту размерную черту, о кото рой мы только что говорили, и ему надо по купать товары, рассчитанные на взрос лого. А костюм такой зачастую не по его узким плечам, да и не по карману роди телям. Как-то мать нашего Сеньки, Варвара Анд реевна, отправилась вместе с ним в магазин купить шапку, брюки и куртку. Милая такая продавщица в секции готового платья взглянула на Сеню и говорит: — Вам у нас делать нечего. Не тот раз мер. У нас последний — 42-й, а ему ведь, по.: ди, 46-й нужен?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2