Сибирские огни, 1976, №8

не богатырь. Просто ученик восьмого клас­ са, который перерос одежку, что предлагает «Детский мир», а до «взрослого» магазина не дорос. О нем, его нуждах и проблемах нам доводилось уже писать и в «Правде», и на страницах «Советской торговли». В свое время в разных районах страны мы провели анкету, в которой попросили самих подростков и их родителей ответить на во­ прос, что же им надо? Материалы этих анкет могли бы помочь экономистам, товароведам, организаторам торговли в создании потребительского комп­ лекса. Трудно мириться с нехваткой того или иного товара. А тут не замечают много­ миллионного покупателя. Как же это полу­ чается? Думается, лишь потому, что до по­ следних лет потребительскому комплексу как таковому, методам его разработки, практике насыщения необходимыми товара­ ми не уделяли должного внимания. Что же такое потребительский комплекс? Под этим термином подразумевается комплекс товаров, удовлетворяющих круг однородных потребностей. Например, «Гар­ дероб женщины», «Все для домашнего хо­ зяйства», «Все для отдыха», «Дорога» и т. д. Наполнение комплексов конкретными товарами происходит под влиянием целого ряда факторов. Вот почему так важно се­ годня и — еще в большей степени — завтра увязывать планы товарооборота, его струк­ туру с планами развития отдельных отрас­ лей промышленности, службы быта, с до­ стижениями в социальной и культурной сферах. По мнению специалистов, проблемы фор­ мирования ассортимента товаров народного потребления следует рассматривать на двух уровнях. Первый — это уровень мини­ стерств и ведомств, отвечающих за создание и совершенствование тех или других групп изделий широкого потребления. Именно эти министерства должны обеспечить выпуск оптимального ассортимента закрепленных за ними групп изделий, что должно бы, в ча­ стности, выражаться в выпуске научно обо­ снованного набора изделий одного назначе­ ния, но разного класса, а следовательно, и разной стоимости, адресованных к опреде­ ленным категориям потребителей. Второй уровень — э т о , ранг общегосударственной межотраслевой ассортиментной политики, направленной в первую очередь на решение больших социальных задач. К ним относят­ ся освобождение женщин от трудоемких и тяжелых работ в домашнем хозяйстве, лик­ видация социально-экономических и куль­ турно-бытовых различий между городом и деревней, повышение удобств и экономия непроизводительных затрат времени в быту и другие. Формирование ассортимента промышлен­ ных товаров должно строиться в расчете на удовлетворение определенных нужд потре­ бителей. При этом изолированные друг от друга изделия, произведенные различными отраслями промышленности, должны обра­ зовывать целостные комплексы, способные наилучшим образом удовлетворять потреб­ ности человека. Такая задача очень сложна. Планируя выпуск, к примеру, легковых ав­ томашин, необходимо учитывать новые формы организации работ мастерских об­ служивания и ремонта, заправочных стан­ ций, наличие в продаже индивидуальных га­ ражей и прицепов, инструмента, запасных частей и, наконец, множества вещей, кото­ рые необходимы в дороге. Удовлетворение потребностей населения в стиральных маши­ нах и выявление оптимальных типов машин непосредственно связано с развитием систе­ мы домовых и общественных прачечных, химчисток, со строительством комбинатов бытового обслуживания. Но продолжим разговор о потребитель­ ском комплексе «Все для подростка». В нем заинтересован не только наш знакомый Сенька, а еще двадцать миллионов учеников седьмых-десятых классов, училищ и школ профессионально-технического образования, учащихся средних специальных учебных за­ ведений. Двадцать миллионов любознатель­ ных зрителей, читателей, слушателей, спорт­ сменов и болельщиков, туристов и коллек­ ционеров. И все поголовно — покупатели. Покупатели особого рода. Они приходят в магазин за ученическими тетрадями и школьной формой, футбольным мячом и праздничным платьем к выпускному балу. Широк круг их интересов и запросов. Пест­ рая по вкусам и требованиям многомил­ лионная покупательская аудитория. Сколь­ ко раз мы становимся в тупик перед разно­ образием этих вкусов, неожиданных пере­ мен в спросе, моде! Послушаем самих ребят. Н о в о с и б и р ц ы : «Плохая обувь. Убо­ гие расцветки платьев. Мешковатый покрой. Нет легких, удобных туфель. Все пальто одинаковых фасонов и расцветок. Для под­ ростков, к сожалению, подходящих това­ ров мало». К е м е р о в ч а н е : «Мало выпускают кра­ сивой и дешевой одежды и обуви. Нас огор­ чает, что платья для старшеклассниц шьют плохо, да и ткань блеклых расцветок. Все нужное приходится брать в магазинах для взрослых. Побольше обращайте внимания на подростков». Среди ответов на анкету был и такой: «Костюмы в магазинах хорошие, но я р а­ сту; «растут» размеры костюмов и платьев, стало быть, и стоимость их увеличивается». Это писал восьмиклассник из Томска. Вопрос, как видите, немаловажный. Изве­ стно, что цены на изделия детского ассор­ тимента в нашей стране неоднократно сни­ жались. Сейчас они примерно на треть де­ шевле, чем на взрослые вещи. Но стоит под­ ростку перейти ту размерную черту, о кото­ рой мы только что говорили, и ему надо по­ купать товары, рассчитанные на взрос­ лого. А костюм такой зачастую не по его узким плечам, да и не по карману роди­ телям. Как-то мать нашего Сеньки, Варвара Анд­ реевна, отправилась вместе с ним в магазин купить шапку, брюки и куртку. Милая такая продавщица в секции готового платья взглянула на Сеню и говорит: — Вам у нас делать нечего. Не тот раз­ мер. У нас последний — 42-й, а ему ведь, по.: ди, 46-й нужен?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2