Сибирские огни, 1976, №8
СССР и Госкомитета Совета Министров СССР по науке и технике, и нам станут яс ны и масштабы, и сложность данной рабо ты. И мы вновь утвердимся в мысли: про блемы торговли и производства товаров на родного потребления взаимоувязаны, и ре шать их можно только в комплексе, только учитывая множество факторов. Определяя, сколько должно быть у к аж дого костюмов, платьев, пальто, обуви, коф точек, свитеров, исследователи прежде всего исходили из достигнутого уровня производ ства изделий легкой промышленности. За двадцать пять лет — с 1951 по 1975 год — выпуск тканей увеличился почти в три раза (включая расход тканей на изготовление готовой одежды), верхнего трикотажа — в 10, бельевого— в 6,4, чулок и носков — в 3, обуви — в 3,4 раза. Внимательно изучили и данные потребле ния всех этих изделий. Вкусы покупателей меняются. Люди отдают предпочтение од ним видам товаров и охладевают к другим. Например, если в 1950 году мы покупали одежду, 92,5 процента которой было сшито из ткани, а остальная из трикотажа, то в 1975 году картина довольно резко измени лась: доля трикотажных изделий возросла до 15,5 процента. И еще один интересный вывод. По мере повышения благосостояния, роста доходов мы все больше средств тратим на приобре тение вещей, расширяющих наш кругозор, способствующих повышению нашего куль турного уровня,— радиол, приемников, те левизоров, фотоаппаратов, киноаппаратов. Мы с охотой приобретаем предметы, необхо димые нам для занятия спортом, на отдыхе. Мы стремимся облегчить домашний труд и покупаем стиральную машину, причем отда ем предпочтение полуавтоматической, пыле сос, полотер, электрическую мясорубку с универсальным приводом. Наконец, мы все больше откладываем денег на автомашину, дачу, кооперативную квартиру для подра стающих детей. Так гардероб перестал быть главным объ ектом приложения наших средств. Разумеет ся, мы будем и впредь заботиться о его об новлении. Но при этом с еще большей раз борчивостью, с растущими требованиями к качеству и ассортименту предметов нашего туалета. Итак, что же нам «собрала» в гардероб наука? Каким она видит его в ближайшие пятилетки? Для простоты сравнения откроем наш се годняшний гардероб, а рядом поставим пу стой и побольше. В первом — вещи, приоб ретенные нами (имеется в виду среднестати стический покупатель) в 1975 году, а во вто ром — в 1990 году. В первом тканей — 32,37 квадратных мет ра, во втором — 50,07. И далее, соответст венно, верхних трикотажных изделий — 2,01 штуки и 4,03; чулок и носков — 6,24 пары и 8,3; кожаной обуви — 3,17 и 4,9 пары. Разумеется, речь идет лишь о количестве изделий. Каковы же они будут по моделям, фасонам, потребительским свойствам не только в 90-х годах, но даже через пару лет, сказать трудно, да и, пожалуй, просто не возможно. Но о моде, о ее «капризах» мы еще поговорим. Сейчас же заметим, что и сами вкусы, потребности — это не такая уж необузданная стихия. Они бурно растут, ви доизменяются. Но и на них есть управа. Их можно формировать, дозировать, вводить в русло разумных желаний. Для того, чтобы вести коммерческий кр- рабль в море спроса, нужны свои маяки, пеленги и лоции. Своеобразным локато ром, прокладывающим путь кораблю, ста новится электронно-вычислительная тех ника. ЭВМ приходят в торговые залы, на опто вые базы с опозданием. Пока по оснащен ности электронно-вычислительными средст вами торговля отстает от других отраслей. А вот поле деятельности для них в сфере об служивания — обширно. Огромное число то варов, одновременно находящихся в обра щении, повторяемости операций, вариантов запросов — все это требует подчинения строгой логике математики. Промышленность — оптовая организация — розница. Три звена, три «станции», через которые проходит товар на пути к покупа телю. Причем путь этот двухколейный. В об ратном направлении двигаются — не по боимся преувеличения — эшелоны с... инфор мацией: какой товар, в каком количестве, в какое время. Кибернетика не только помогает изучать спрос. Она меняет характер управления то варным обращением, облегчает труд, эконо мит время. Характерные перемены происхо дят там, где реже всего бывает покупатель, — на оптовых базах. «Тылы» торговли ос нащаются новейшими высокомеханизирован ными складами. На повестке дня создание такой оптовой базы, где бы партии товаров выдавались без прикосновения рук челове ческих. ЭВМ ставят сложные вопросы не только перед теми, кто их эксплуатирует, но и те ми, кто пользуется плодами работы ВЦ,— командирами торговли. Уже никого не мо жет удовлетворить работа новой техники в «режиме арифмометра». Наступает время, когда машина будет предупреждать, подска зывать оптимальные решения. Скоро вычис лительный центр начнет давать оператив ные сигналики с указанием, где и в какой мере, по каким позициям допускаются от клонения от оптимального. Но такой под сказкой надо умело пользоваться. О Сеньке, его шапке и потребительском комплексе Сенька — знакомый нам подросток, кото- себе не только шапки, но и туфель — по но- рый ни в одном магазине не может сыскать ге, пиджака — по плечу. Он не привереда и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2