Сибирские огни, 1976, №8

СССР и Госкомитета Совета Министров СССР по науке и технике, и нам станут яс­ ны и масштабы, и сложность данной рабо­ ты. И мы вновь утвердимся в мысли: про­ блемы торговли и производства товаров на­ родного потребления взаимоувязаны, и ре­ шать их можно только в комплексе, только учитывая множество факторов. Определяя, сколько должно быть у к аж ­ дого костюмов, платьев, пальто, обуви, коф­ точек, свитеров, исследователи прежде всего исходили из достигнутого уровня производ­ ства изделий легкой промышленности. За двадцать пять лет — с 1951 по 1975 год — выпуск тканей увеличился почти в три раза (включая расход тканей на изготовление готовой одежды), верхнего трикотажа — в 10, бельевого— в 6,4, чулок и носков — в 3, обуви — в 3,4 раза. Внимательно изучили и данные потребле­ ния всех этих изделий. Вкусы покупателей меняются. Люди отдают предпочтение од­ ним видам товаров и охладевают к другим. Например, если в 1950 году мы покупали одежду, 92,5 процента которой было сшито из ткани, а остальная из трикотажа, то в 1975 году картина довольно резко измени­ лась: доля трикотажных изделий возросла до 15,5 процента. И еще один интересный вывод. По мере повышения благосостояния, роста доходов мы все больше средств тратим на приобре­ тение вещей, расширяющих наш кругозор, способствующих повышению нашего куль­ турного уровня,— радиол, приемников, те­ левизоров, фотоаппаратов, киноаппаратов. Мы с охотой приобретаем предметы, необхо­ димые нам для занятия спортом, на отдыхе. Мы стремимся облегчить домашний труд и покупаем стиральную машину, причем отда­ ем предпочтение полуавтоматической, пыле­ сос, полотер, электрическую мясорубку с универсальным приводом. Наконец, мы все больше откладываем денег на автомашину, дачу, кооперативную квартиру для подра­ стающих детей. Так гардероб перестал быть главным объ­ ектом приложения наших средств. Разумеет­ ся, мы будем и впредь заботиться о его об­ новлении. Но при этом с еще большей раз­ борчивостью, с растущими требованиями к качеству и ассортименту предметов нашего туалета. Итак, что же нам «собрала» в гардероб наука? Каким она видит его в ближайшие пятилетки? Для простоты сравнения откроем наш се­ годняшний гардероб, а рядом поставим пу­ стой и побольше. В первом — вещи, приоб­ ретенные нами (имеется в виду среднестати­ стический покупатель) в 1975 году, а во вто­ ром — в 1990 году. В первом тканей — 32,37 квадратных мет­ ра, во втором — 50,07. И далее, соответст­ венно, верхних трикотажных изделий — 2,01 штуки и 4,03; чулок и носков — 6,24 пары и 8,3; кожаной обуви — 3,17 и 4,9 пары. Разумеется, речь идет лишь о количестве изделий. Каковы же они будут по моделям, фасонам, потребительским свойствам не только в 90-х годах, но даже через пару лет, сказать трудно, да и, пожалуй, просто не­ возможно. Но о моде, о ее «капризах» мы еще поговорим. Сейчас же заметим, что и сами вкусы, потребности — это не такая уж необузданная стихия. Они бурно растут, ви­ доизменяются. Но и на них есть управа. Их можно формировать, дозировать, вводить в русло разумных желаний. Для того, чтобы вести коммерческий кр- рабль в море спроса, нужны свои маяки, пеленги и лоции. Своеобразным локато­ ром, прокладывающим путь кораблю, ста­ новится электронно-вычислительная тех­ ника. ЭВМ приходят в торговые залы, на опто­ вые базы с опозданием. Пока по оснащен­ ности электронно-вычислительными средст­ вами торговля отстает от других отраслей. А вот поле деятельности для них в сфере об­ служивания — обширно. Огромное число то­ варов, одновременно находящихся в обра­ щении, повторяемости операций, вариантов запросов — все это требует подчинения строгой логике математики. Промышленность — оптовая организация — розница. Три звена, три «станции», через которые проходит товар на пути к покупа­ телю. Причем путь этот двухколейный. В об­ ратном направлении двигаются — не по­ боимся преувеличения — эшелоны с... инфор­ мацией: какой товар, в каком количестве, в какое время. Кибернетика не только помогает изучать спрос. Она меняет характер управления то­ варным обращением, облегчает труд, эконо­ мит время. Характерные перемены происхо­ дят там, где реже всего бывает покупатель, — на оптовых базах. «Тылы» торговли ос­ нащаются новейшими высокомеханизирован­ ными складами. На повестке дня создание такой оптовой базы, где бы партии товаров выдавались без прикосновения рук челове­ ческих. ЭВМ ставят сложные вопросы не только перед теми, кто их эксплуатирует, но и те­ ми, кто пользуется плодами работы ВЦ,— командирами торговли. Уже никого не мо­ жет удовлетворить работа новой техники в «режиме арифмометра». Наступает время, когда машина будет предупреждать, подска­ зывать оптимальные решения. Скоро вычис­ лительный центр начнет давать оператив­ ные сигналики с указанием, где и в какой мере, по каким позициям допускаются от­ клонения от оптимального. Но такой под­ сказкой надо умело пользоваться. О Сеньке, его шапке и потребительском комплексе Сенька — знакомый нам подросток, кото- себе не только шапки, но и туфель — по но- рый ни в одном магазине не может сыскать ге, пиджака — по плечу. Он не привереда и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2