Сибирские огни, 1976, №8
краешком глаза дала ему заглянуть в тор говые тылы, показала, с чего и как начина ется покупка, какое это хлопотливое и слож ное дело — торговля. Хлопотливое .и сложное на уровне магази на. А ведь магазин — последняя станция на пути товара к покупателю. Важная, оживленная, итоговая — но лишь один из этапов. Для того, чтобы покупатель нашел нужную ему вещь, или чтобы вещь нашла покупателя,— последнее с помощью притя гательной силы моды и рекламы бывает все чаще и чаще,— должно быть много сде лано, продумано, предусмотрено. Что мы покупаем? Наивность вопроса, вынесенного в на звание этой главки, лишь видимая. Покуп ки одного человека — дело далеко не про стое. Сергей Максимович или члены его семьи каждый день приобретают в сельма ге что-нибудь. Имеется у него и список ве щей, которых он не может найти на месте, прикидывает, что сможет купить на следую щий год. Умножьте эти конкретные покуп ки на число покупателей, и цифра получит ся внушительная: миллионы покупок еже дневно. Какие же они? Подсчитано, что в стране выпускают толь ко непродовольственных товаров свыше 300 тысяч наименований. Различных по назначе нию, моделям, фасонам, качественным ха рактеристикам! А потребности растут не по дням, а по часам. И надо уже сегодня, если не точно, то предельно приближенно знать, сколько и каких товаров потребуется завт ра, послезавтра, через пять и десять лет. Именно на эти сведения должна ориентиро ваться промышленность. В зависимости от них будут направлять в те или иные отрас ли капитальные вложения, форсированно развивать одни производства, «придержи вать» или даж е сворачивать другие. В научном обиходе «сколько товаров» — это значит «уровень потребления», а «каких» — «структура потребления». Ученые не скольких НИИ во главе со Всесоюзным на учно-исследовательским институтом по изу чению спроса населения на товары народно го потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС) разработали нормы рациональ ного годового потребления изделий легкой промышленности населением СССР вплоть до 1990 года. Причем не вообще, а на душу населения в целом по СССР, отдельно для города и села, по климатическим и этниче ским зонам, половозрастным группам. Ис следователи как бы смоделировали средний для каждой из этих групп рациональный гардероб. Они предсказывали, как он будет увеличиваться в размерах и за счет каких изделий в течение ближайших трех пяти леток. Работа эта весьма сложная. Ибо, если потребление продуктов питания имеет чет ко обозначенные пределы, соответствующие физиологическим потребностям человеческо го организма,— есть и единица измерения этих потребностей — калория,— то по та ким изделиям, как одежда, обувь, ткани4 предметы хозяйственного и культурного назначения,— границы потребления значи тельно шире и эластичнее. Есть еще одна особенность промтоваров по сравнению с продуктами питания. Пер- 10 . Сибирские огни № 8. вые — многократного пользования, они слу ж ат иной раз годами. Потребление же про довольственных товаров совпадает с приоб ретением их. Вот почему было необходимо провести выборочную инвентаризацию но сильных вещей. Пришлось, разумеется, с согласия хозяев, заглянуть примерно в два дцать тысяч домашних гардеробов. Были проведены опросы покупателей, результаты проанализированы с помощью ЭВМ, изуче ны зарубежные материалы, применены эко номико-статистические и экономико-матема тические расчеты, проведены экспертные оценки изделий легкой промышленности. При этом исходили из представлений о ра зумных потребностях людей в социалисти ческом обществе. Рациональные нормы, спо собствуя наиболее' полному удовлетворе нию потребностей, должны в то же время активно влиять на вкусы и запросы совет ских людей. С другой стороны, создатели рациональ ного гардероба позаботились и о наиболее эффективном использовании выпускаемых товаров. Они «работали» не на потерявше го чувство меры и вкуса мещанина, а на че-- ловека высокой культуры, гармонически развивающуюся личность, которая никогда не станет рабом вещей. Кстати сказать, только при социализме возникают условия для успешной научной разработки и практи ческого достижения перспективных норм потребления различных товаров, то есть та ких норм, которые бы обеспечили наибо лее полное и разностороннее удовлетворе ние потребностей каждого культурно разви того человека. О сложности определения нашего зав трашнего гардероба, о множественности факторов, которые при этом надо учиты вать, говорит хотя бы само перечисление организаций, которые приняли участие в этом деле. Помимо уже упомянутого голов ного ВНИИКСа это — Центральная научно- исследовательская лаборатория Центро союза, ЦСУ СССР, институты: географии и этнографии им. Н. Н. Миклухи-Маклая, ин ститут общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, Всесоюзный научно-иссле- •довательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко, НИИтруда, научно-исследовательский ин ститут возрастной физиологии и физического воспитания, институт гигиены детей и под ростков, Всесоюзный научно-исследователь ский институт физической культуры. Доба вим к этому списку тринадцать научно-ис следовательских институтов, работающих на легкую промышленность, торговлю, респуб ликанские потребсоюзы, отделы Госплана
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2