Сибирские огни, 1976, №8

краешком глаза дала ему заглянуть в тор­ говые тылы, показала, с чего и как начина­ ется покупка, какое это хлопотливое и слож­ ное дело — торговля. Хлопотливое .и сложное на уровне магази­ на. А ведь магазин — последняя станция на пути товара к покупателю. Важная, оживленная, итоговая — но лишь один из этапов. Для того, чтобы покупатель нашел нужную ему вещь, или чтобы вещь нашла покупателя,— последнее с помощью притя­ гательной силы моды и рекламы бывает все чаще и чаще,— должно быть много сде­ лано, продумано, предусмотрено. Что мы покупаем? Наивность вопроса, вынесенного в на­ звание этой главки, лишь видимая. Покуп­ ки одного человека — дело далеко не про­ стое. Сергей Максимович или члены его семьи каждый день приобретают в сельма­ ге что-нибудь. Имеется у него и список ве­ щей, которых он не может найти на месте, прикидывает, что сможет купить на следую­ щий год. Умножьте эти конкретные покуп­ ки на число покупателей, и цифра получит­ ся внушительная: миллионы покупок еже­ дневно. Какие же они? Подсчитано, что в стране выпускают толь­ ко непродовольственных товаров свыше 300 тысяч наименований. Различных по назначе­ нию, моделям, фасонам, качественным ха­ рактеристикам! А потребности растут не по дням, а по часам. И надо уже сегодня, если не точно, то предельно приближенно знать, сколько и каких товаров потребуется завт­ ра, послезавтра, через пять и десять лет. Именно на эти сведения должна ориентиро­ ваться промышленность. В зависимости от них будут направлять в те или иные отрас­ ли капитальные вложения, форсированно развивать одни производства, «придержи­ вать» или даж е сворачивать другие. В научном обиходе «сколько товаров» — это значит «уровень потребления», а «каких» — «структура потребления». Ученые не­ скольких НИИ во главе со Всесоюзным на­ учно-исследовательским институтом по изу­ чению спроса населения на товары народно­ го потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС) разработали нормы рациональ­ ного годового потребления изделий легкой промышленности населением СССР вплоть до 1990 года. Причем не вообще, а на душу населения в целом по СССР, отдельно для города и села, по климатическим и этниче­ ским зонам, половозрастным группам. Ис­ следователи как бы смоделировали средний для каждой из этих групп рациональный гардероб. Они предсказывали, как он будет увеличиваться в размерах и за счет каких изделий в течение ближайших трех пяти­ леток. Работа эта весьма сложная. Ибо, если потребление продуктов питания имеет чет­ ко обозначенные пределы, соответствующие физиологическим потребностям человеческо­ го организма,— есть и единица измерения этих потребностей — калория,— то по та­ ким изделиям, как одежда, обувь, ткани4 предметы хозяйственного и культурного назначения,— границы потребления значи­ тельно шире и эластичнее. Есть еще одна особенность промтоваров по сравнению с продуктами питания. Пер- 10 . Сибирские огни № 8. вые — многократного пользования, они слу­ ж ат иной раз годами. Потребление же про­ довольственных товаров совпадает с приоб­ ретением их. Вот почему было необходимо провести выборочную инвентаризацию но­ сильных вещей. Пришлось, разумеется, с согласия хозяев, заглянуть примерно в два­ дцать тысяч домашних гардеробов. Были проведены опросы покупателей, результаты проанализированы с помощью ЭВМ, изуче­ ны зарубежные материалы, применены эко­ номико-статистические и экономико-матема­ тические расчеты, проведены экспертные оценки изделий легкой промышленности. При этом исходили из представлений о ра­ зумных потребностях людей в социалисти­ ческом обществе. Рациональные нормы, спо­ собствуя наиболее' полному удовлетворе­ нию потребностей, должны в то же время активно влиять на вкусы и запросы совет­ ских людей. С другой стороны, создатели рациональ­ ного гардероба позаботились и о наиболее эффективном использовании выпускаемых товаров. Они «работали» не на потерявше­ го чувство меры и вкуса мещанина, а на че-- ловека высокой культуры, гармонически развивающуюся личность, которая никогда не станет рабом вещей. Кстати сказать, только при социализме возникают условия для успешной научной разработки и практи­ ческого достижения перспективных норм потребления различных товаров, то есть та­ ких норм, которые бы обеспечили наибо­ лее полное и разностороннее удовлетворе­ ние потребностей каждого культурно разви­ того человека. О сложности определения нашего зав­ трашнего гардероба, о множественности факторов, которые при этом надо учиты­ вать, говорит хотя бы само перечисление организаций, которые приняли участие в этом деле. Помимо уже упомянутого голов­ ного ВНИИКСа это — Центральная научно- исследовательская лаборатория Центро­ союза, ЦСУ СССР, институты: географии и этнографии им. Н. Н. Миклухи-Маклая, ин­ ститут общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, Всесоюзный научно-иссле- •довательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко, НИИтруда, научно-исследовательский ин­ ститут возрастной физиологии и физического воспитания, институт гигиены детей и под­ ростков, Всесоюзный научно-исследователь­ ский институт физической культуры. Доба­ вим к этому списку тринадцать научно-ис­ следовательских институтов, работающих на легкую промышленность, торговлю, респуб­ ликанские потребсоюзы, отделы Госплана

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2