Сибирские огни, 1976, №8

ровкав» находил уязвимости и недочеты. В одной секции не успели обновить указа­ тель «Сегодня в продаже», в другой не бы­ ло костюмов малых размеров, рядом — женские пальто как следует не отгладили. «Разве вы сами захотите примерить такой наряд?» В директорском кабинете Сергею Макси­ мовичу бросилась в глаза батарея телефо­ нов: «Зачем их столько?» А на столе леж а­ ли таблицы с цифрами — итоги вчерашнего дня: выполнение плана товарооборота по отделам, филиалам, секциям, в том числе по товарам, проданным в кредит, задание с начала месяца, отклонение от плана. В -неторопливой внимательности, с кото­ рой директор красным и синим карандаша­ ми округляла иные из этих показателей, Сергей Максимович чувствовал родня­ щее их профессиональное уважение к цифре. Против названия секции, в которой Сер­ гею Максимовичу так и не удалось вчера купить брюки для Петра, соседа, директор поставила выразительный вопрос. Дневная выручка здесь не составляла и двух третей запланированного. Объяснения по телефо­ ну заведующей даж е Сергею Максимовичу показались вполне объективными: импорта давно не было, а местные фабрики сами знаете, как шьют... В спор директор не вступила: задала несколько вопросов. Ког­ да в последний раз в секции проводили встречу с поставщиками? Почему не прове­ ли намеченную по графику выставку-прода­ ж у одежды к весенне-летнему сезону? Сколько вчера покупателей ушло без по­ купки... Известно: иные вопросы — выгово­ ра горше. «К слову, один из покупателей, который ушел без покупки, находится у меня. Нет, дело не в том, что он не нашел нужного товара. Я справлялась на складе— пятые роста есть. Он не нашел у вас в сек­ ции должного внимания...» Ровно в десять директор пригласила бли­ жайших помощников на оперативку. Речь— об итогах месяца. Сообщение отдела конъ­ юнктуры и спроса: каждый третий покупа­ тель ушел без покупки. Причина — недоста­ точный ассортимент сезонных товаров, в отделе готового платья плохо подсортиро- вывают изделия, продавцы теряют время на разговоры. Директор слушает, что-то счи­ тает,^ потом говорит: «Молодые продавцы порой не знают, что в разговоре на ветер они бросают не только слова — деньги. В универмаге каждая минута торгового вре­ мени стоит пятисот рублей выручки». И вносит предложение: очередное заседание экономического совета посвятить вопросу о том, что дает сбереженная минута покупа­ телям и продавцам. Увеличение выручки, прибыли — основа создания фондов поощ­ рения: из них коллектив получает средства на премирование, строительство жилья, культурно-массовые мероприятия. Идет оперативка. Вопрос вопросов: куль­ тура обслуживания. Сводка вчерашних ж а­ лоб — письменных, устных. В ряду их Сер­ гей Максимович смущенно услышал и свою фамилию. Перед ним уже кассир извини­ лась: была неправа, ошиблась, деньги вер­ нули... Инцидент этот он считал исчерпан­ ным. Однако же на оперативке и директор, и администраторы поставили случай этот в прямую зависимость... от календаря. В по­ следние дни месяца, как правило, число жалоб возрастает чуть ли не вдвое... «Из­ держки штурма», наверстываем упущенное время. Сергей Максимович, что называется, при­ вык к плотной работе. Видел, дак в страду на части рвут директора их совхоза. При­ знаться, вовсе не ожидал, что работа в уни­ вермаге столь хлопотлива. Телефоны вели неумолчную перекличку, посетители-постав­ щики сменяли один другого. Люди они ком­ мерческие: предлагают сделки. «Универма­ гу нужны цветные телевизоры? В нашей области есть. Можем поделиться, но нам бы хотелось взамен получить ковровые из­ делия».— «Побойтесь бога; мы уже приня­ ли предварительные заказы от покупателей на год вперед. Если вот вам предложить ковры ручной работы?» — «Они же слиш­ ком дорогие!..» Коммерческий директор уезжает на опто­ вую ярмарку Еще раз уточняют заказ на пылесосы. Многие марки их устарели. З а ­ купили бы вдвое больше, если бы, наконец, появилась модель с одноразовым бумажным пылесборником. Какой год об этом ведет­ ся речь. Тут же обсуждается предложение рек­ ламного отдела: готовится выставка-прода­ жа новых марок стиральных машин. Есть мысль: приглашение покупателям отпеча­ тать на трамвайных и автобусных билетах. Бумага есть, транспортники не возражают. Сделать соответствующую надпечатку, — столько людей узнает о выставке. А в промежутках: покупатели. Как пра­ вило, с претензиями, жалобами. Директор их принимает сразу. Невозмутимо, спокой­ но, вежливо, корректно. «Не нервы,— думает Сергей Максимович, — а проволока». Сам, бывает, у себя в сов­ хозе и прикрикнет на посетителей, которые уж больно ему надоедят. В иных случаях директор сразу решает вопрос, а вот этому упорно нудному това­ рищу, который в десятый раз просит оста­ вить, «в порядке исключения», ему, при­ ехавшему из другого города человеку с определенными заслугами, столь необходи­ мый его супруге складной зонтик, директор скучным голосом, вежливо, но непреклон­ но, отвечает: «Мы этого делать не имеем права». Время было и для позднего обеда—позд­ нее, однако же директор заторопилась: «Перекушу по дороге. В институте ждут. Идет конференция о перспективах разви­ тия самообслуживания». В пять часов ее доклад. Сергей Максимович и директор расста­ лись вполне довольные друг другом. Поку­ патель — с уважением к человеку, который с толком и умением занимается торговым делом, а директор— с удовлетворением от того, что в замечаниях покупателя из даль­ него совхоза получила подтверждение сво­ им наметкам и планам по совершенствова­ нию торговли. И еще от того, что хоть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2