Сибирские огни, 1976, №8
ровкав» находил уязвимости и недочеты. В одной секции не успели обновить указа тель «Сегодня в продаже», в другой не бы ло костюмов малых размеров, рядом — женские пальто как следует не отгладили. «Разве вы сами захотите примерить такой наряд?» В директорском кабинете Сергею Макси мовичу бросилась в глаза батарея телефо нов: «Зачем их столько?» А на столе леж а ли таблицы с цифрами — итоги вчерашнего дня: выполнение плана товарооборота по отделам, филиалам, секциям, в том числе по товарам, проданным в кредит, задание с начала месяца, отклонение от плана. В -неторопливой внимательности, с кото рой директор красным и синим карандаша ми округляла иные из этих показателей, Сергей Максимович чувствовал родня щее их профессиональное уважение к цифре. Против названия секции, в которой Сер гею Максимовичу так и не удалось вчера купить брюки для Петра, соседа, директор поставила выразительный вопрос. Дневная выручка здесь не составляла и двух третей запланированного. Объяснения по телефо ну заведующей даж е Сергею Максимовичу показались вполне объективными: импорта давно не было, а местные фабрики сами знаете, как шьют... В спор директор не вступила: задала несколько вопросов. Ког да в последний раз в секции проводили встречу с поставщиками? Почему не прове ли намеченную по графику выставку-прода ж у одежды к весенне-летнему сезону? Сколько вчера покупателей ушло без по купки... Известно: иные вопросы — выгово ра горше. «К слову, один из покупателей, который ушел без покупки, находится у меня. Нет, дело не в том, что он не нашел нужного товара. Я справлялась на складе— пятые роста есть. Он не нашел у вас в сек ции должного внимания...» Ровно в десять директор пригласила бли жайших помощников на оперативку. Речь— об итогах месяца. Сообщение отдела конъ юнктуры и спроса: каждый третий покупа тель ушел без покупки. Причина — недоста точный ассортимент сезонных товаров, в отделе готового платья плохо подсортиро- вывают изделия, продавцы теряют время на разговоры. Директор слушает, что-то счи тает,^ потом говорит: «Молодые продавцы порой не знают, что в разговоре на ветер они бросают не только слова — деньги. В универмаге каждая минута торгового вре мени стоит пятисот рублей выручки». И вносит предложение: очередное заседание экономического совета посвятить вопросу о том, что дает сбереженная минута покупа телям и продавцам. Увеличение выручки, прибыли — основа создания фондов поощ рения: из них коллектив получает средства на премирование, строительство жилья, культурно-массовые мероприятия. Идет оперативка. Вопрос вопросов: куль тура обслуживания. Сводка вчерашних ж а лоб — письменных, устных. В ряду их Сер гей Максимович смущенно услышал и свою фамилию. Перед ним уже кассир извини лась: была неправа, ошиблась, деньги вер нули... Инцидент этот он считал исчерпан ным. Однако же на оперативке и директор, и администраторы поставили случай этот в прямую зависимость... от календаря. В по следние дни месяца, как правило, число жалоб возрастает чуть ли не вдвое... «Из держки штурма», наверстываем упущенное время. Сергей Максимович, что называется, при вык к плотной работе. Видел, дак в страду на части рвут директора их совхоза. При знаться, вовсе не ожидал, что работа в уни вермаге столь хлопотлива. Телефоны вели неумолчную перекличку, посетители-постав щики сменяли один другого. Люди они ком мерческие: предлагают сделки. «Универма гу нужны цветные телевизоры? В нашей области есть. Можем поделиться, но нам бы хотелось взамен получить ковровые из делия».— «Побойтесь бога; мы уже приня ли предварительные заказы от покупателей на год вперед. Если вот вам предложить ковры ручной работы?» — «Они же слиш ком дорогие!..» Коммерческий директор уезжает на опто вую ярмарку Еще раз уточняют заказ на пылесосы. Многие марки их устарели. З а купили бы вдвое больше, если бы, наконец, появилась модель с одноразовым бумажным пылесборником. Какой год об этом ведет ся речь. Тут же обсуждается предложение рек ламного отдела: готовится выставка-прода жа новых марок стиральных машин. Есть мысль: приглашение покупателям отпеча тать на трамвайных и автобусных билетах. Бумага есть, транспортники не возражают. Сделать соответствующую надпечатку, — столько людей узнает о выставке. А в промежутках: покупатели. Как пра вило, с претензиями, жалобами. Директор их принимает сразу. Невозмутимо, спокой но, вежливо, корректно. «Не нервы,— думает Сергей Максимович, — а проволока». Сам, бывает, у себя в сов хозе и прикрикнет на посетителей, которые уж больно ему надоедят. В иных случаях директор сразу решает вопрос, а вот этому упорно нудному това рищу, который в десятый раз просит оста вить, «в порядке исключения», ему, при ехавшему из другого города человеку с определенными заслугами, столь необходи мый его супруге складной зонтик, директор скучным голосом, вежливо, но непреклон но, отвечает: «Мы этого делать не имеем права». Время было и для позднего обеда—позд нее, однако же директор заторопилась: «Перекушу по дороге. В институте ждут. Идет конференция о перспективах разви тия самообслуживания». В пять часов ее доклад. Сергей Максимович и директор расста лись вполне довольные друг другом. Поку патель — с уважением к человеку, который с толком и умением занимается торговым делом, а директор— с удовлетворением от того, что в замечаниях покупателя из даль него совхоза получила подтверждение сво им наметкам и планам по совершенствова нию торговли. И еще от того, что хоть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2