Сибирские огни, 1976, №8
называется «У дяди Васи». Он, дядя Вася, нерасторопностью нашей и жив. Был бы коммерсант в торговле хороший, он давно бы с любым заводом договорился о постав ке и такого товара. И магазин назвать можно было бы «Для дома, для семьи». В городе, посмотришь, новоселы мечутся: в мебельном на софу записались, в электрото в ар а х— лампы ищут, в универмаге — за дорожкою стоят... В общем, мысли бы эти так и остались при Сергее Максимовиче, а наше знаком ство так и не состоялось, если бы не слу чай. Возмутительный: забыли ему в кассе с десятки сдачи дать. Так вот размышлял Сергей Максимович в глобальном масштабе, а, подойдя к кассе, сказал: «Четыре рубля двадцать три копей ки». — «Давайте мелочь». Сергей Максимо вич радушно улыбается, заглядывает в ко шелек и видит, что у йего одни только де сятки. И тут кассир выдает текст, не пре дусмотренный правилами торговли: «Бога тыми стали. Мелочи на вас не напасешь ся». И прямо скажем, забыл Сергей Мак симович недавние свои правильные мысли про раздражение, поддался, вероятно, тоже что-то такое наговорил... Потом получил свои неведомо как отыскавшиеся семьдесят семь копеек и, взволнованный этой перепал кой, направился домой. И только по дороге вдруг отчетливо вспомнил, что с последней десятки ему дали только мелочь, а пятер ка так и осталась у кассира. И кого обсчи тала? Счетовода... Тут мы опускаем дальнейшие разговоры с кассиром, заведующей секцией, сюжет ко торого достаточно известен: «Вы мне их не давали!» — «Да у меня других не было». Направимся теперь вслед за Сергеем Максимовичем, вместе с теркой, сандалета ми, коробками, свертками, всеми его покуп ками к директору, только к директору. «А если он меня не примет, — волновался Сер гей Максимович, — я в книгу жалоб такое напишу». ...Приняла. Сразу же. Попросила при сесть. Осведомилась, как звать-величать. Внимательно выслушала. Н ажала кнопку. Связалась с заведующей секцией. Потом вызвала дежурного администратора. Нена роком справилась: «Вы к нему не обращ а лись? Разобрались бы на месте». Отдала приказ: кассу снять, подсчитать наличность и сумму на ленте. По результатам принять решение. — Вы, пожалуйста, не беспокойтесь. Кас сир мог ошибиться, тем более, что работает неправильно... Не с того конца сдачу отсчи тывает. Удивился Сергей Максимович: — Как так? — Положено сдавать сдачу сначала са мыми крупными купюрами, потом рубли, а уж в конце мелочью... К сожалению, дале ко не все придерживаются этого правила. Спокойно это так было сказано. — А вы что ж, наблюдателем поставле ны? Зачем здесь сидите? Отчеты пишете. Доклады составляете: культурно обслужи ваем покупателей, — не остыв от распри, рванул «правду-матку» Сергей Максимович, И пошел, пошел вгорячах рассказывать про весь сегодняшний тормошной день, про по купки, сделанные и не сделанные, время по терянное, про нервотрепки и даж е про то, что из-за всех этих передряг даж е в театр не попадет, куда уже взяты билеты. Слушает. Д аж е с интересом. Про театр услы хала— даж е успокоила: «Время у вас еще есть». — «Да куда же я с этими ко робками?» — выразительно показал на по купки Сергей Максимович.— «Это не про блема. В универмаге есть камера хранения. Могут и доставить на дом: за небольшую плату. Вы об этом не знали? Недоработка отдела рекламы». Рассудительной назидательностью дирек тор была очень похожа на кого-то сегодня уже виденного. Припомнить не мог... Из разговора, как и из песни, слов тоже не выбросишь. Спо коен директор, любезен, вежлив. Но, видно, очень обижен. — Зачем мы здесь сидим? — переспраши вает. — А вы, извините, хоть раз в жизни видели, как работает- универмаг? С другой стороны прилавка? И как работает ди ректор? И вдруг, видно, и для себя неожиданно, предложила: «Сейчас с недоразумением вашим все выяснится. А завтра, если хоти те, приходите перед открытием. Вместе проведем день: посмотрите, зачем мы си дим. И как мы работаем...» Сергей Максимович, прежде чем ответить согласием на столь необычное предложение, вспомнил, что директора он уже видел: ра но утром в той секции, которая не управи лась с инвентаризацией. Вспомнил спокой но-назидательный разговор со смущенными продавцами... День директора Заводская проходная не похожа на слу жебный вход театра или магазина. И все- таки есть в них сходство. Не в архитектур ном, разумеется, их облике, а в той, царя щей здесь строгой деловитости, с которой начинается любая работа. У станка, на сце не, за прилавком. Сергей Максимович с удовлетворением отметил, что в универмаге его работников встречает часовое устройство, отбивающее табель. «Учат время ценить»,— подумал он. Директор уже поджидала Сергея Макси мовича. Утренняя тишина в универмаге, простор ность залов удивляют человека, связываю щего магазин с суетой и сутолокой. Этот ранний обход напоминает Сергею Макси мовичу линейку готовности, на которую у них в совхозе перед полевой страдой — се вом ли, жатвою — выстраивают сельскохо зяйственную технику. Директор в ряду горок, стеллажей, «ост-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2