Сибирские огни, 1954, № 3
„В дальней стороне 66 С первых же страниц при чтении книги П. Воронина «В дальней стороне» не раз возникало чувство досады: «Не то! Не так!». А между тем незаметно росло жела ние дочитать книгу до конца, появлялся интерес к дальнейшей судьбе героев. Захотелось узнать, найдёт ли правиль ный жизненный путь Надя Бурова, пой мёт ли свои ошибки Скуратов, как раз вяжется сложный узел отношений в семье! Василисы. Успеваешь уже полю бить Августу Березину, переживаешь глубокое волнение каждый раз, как воз никает образ Авдотьиной. И особенно хочется, чтобы в борьбе Павла Бурова со Скуратовым победил Павел, так как это — борьба нового со старым. Почему же, несмотря на ряд недостат ков романа, которые лежат прямо на по верхности и потому легко обнаруживают ся, книга вызывает интерес? Почему со всем не хочется сказать — «плохая кни га», хотя — «хорошая книга» — сказать не можешь? Пётр Воронин чувствует и любит своих героев. У него есть необходимая сердечность, взволнованность, которые не дают читателю оставаться равнодуш ным. Он показал советский коллектив и отдельных советских людей, сознающих себя неотъемлемой частью целого, борю щихся и побеждающих. Жизнь и труд в коллективе, борьба за общее дело только и могут' сделать чело века счастливым — такова основная мысль автора. Отношения между коллек тивом и руководителем, роль и место их в строительстве новой жизни обобщены, в основном, в образах Скуратова, Буро ва, Игнатина. По-разному понимают эти три человека свою задачу. Правильный ответ дан в книге о при чине поражения Скуратова. Не может руководитель добиться успеха, если он думает, что его назначение только коман довать. Не наш это метод управления, когда руководитель видит в коллективе лишь «рабочую силу». Но мы не можем понять, почему Па вел Буров, представляющий, по замыслу автора, положительный пример руково дителя, начинает свою деятельность почти так же, как действовал старый на чальник участка Скуратов. Это находит ся в прямом противоречии со всеми по следующими поступками Павла. Они рас ходятся и с предшествующей биографией героя, который пришёл из армии, где был командиром и где, конечно, мог по лучить опыт работы с людьми. Павел начинает работу с мероприятий, разработанных только им одним, в луч шем случае, с одним-двумя работниками командного состава, и читателю начи нает казаться, что Буров ничего не из менит в положении дел на участке. Меж ду тем, в дальнейшем как-то «вдруг» оказывается, что Буров прекрасно рабо тает. Иначе представлен нам партийный ру ководитель Игнатин. Сцена первой бесе ды Игнатина с лесорубами учит много му. Через личное, дорогое каждому от дельному человеку, секретарь парткома стройки приводит лесорубов к мысли об общих интересах. «Не отталкивайте хо роших людей, дайте им развернуться»,— призывает Игнатин руководителей участ ка, показывая, что их сила в умении организовать людей, вести их за собой. Пётр Воронин понимает значение кол лектива. Однако в раскрытии роли кол лектива он допускает ошибку. Дело в том, что по началу романа у читателя создаётся впечатление полного благопо лучия на лесоучастке. Но на самом деле старый начальник Скуратов не только не организует труд рабочих, но даже яв ляется прямым тормозом, сдерживающим трудовую инициативу лесорубов. И вот для того, чтобы целый коллектив увидел, что Скуратов — помеха на лесоучастке, надо было, чтобы появился Павел Буров и открыл всем глаза. Предложение десятника Ласточкина, например, рабочие встретили глухим молчанием. Павел почуял что-то нелад ное. Ясно, что коллектив лесорубов не верит Ласточкину, подозревает его. По чему же никто из рабочих никому не говорит о своих подозрениях? Почему все молчат? Почему автор предпочёл от дать Павлу право разоблачить Ласточки на? Неужели в таком большом здоровом коллективе не было людей, которые бы понимали порочность методов руковод ства Скуратова? В то же время в книге хорошо показа но, как рабочие берут «верх над норма ми», ищут и находят пути преодоления старого. Всё в романе построено вокруг произ водства. Нам кажется неправильным ка тегорическое требование некоторых кри тиков: «Покажите своего героя в лич ной жизни, а не в труде». Как можно разорвать то, что является единым це лым — жизнью человека. Правильнее требовать от писателей, чтобы они пока зывали жизнь не односторонне, а в есте ственном сочетании общественного и лич ного. * Закономерно, что Павел Буров мало думал о своём быте'. Он только что при был на отстающий лесоучасток, где дол жен был взорвать скуратовскую «тишь и гладь», создать атмосферу творческого искания и дерзания в труде. В этот пе риод возможно, что он поздно возвра щается домой, не во-время ест и спит. Недостаток не в том, что Буров мало
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2