Сибирские огни, 1954, № 3

„В дальней стороне 66 С первых же страниц при чтении книги П. Воронина «В дальней стороне» не раз возникало чувство досады: «Не то! Не так!». А между тем незаметно росло жела­ ние дочитать книгу до конца, появлялся интерес к дальнейшей судьбе героев. Захотелось узнать, найдёт ли правиль­ ный жизненный путь Надя Бурова, пой­ мёт ли свои ошибки Скуратов, как раз­ вяжется сложный узел отношений в семье! Василисы. Успеваешь уже полю­ бить Августу Березину, переживаешь глубокое волнение каждый раз, как воз­ никает образ Авдотьиной. И особенно хочется, чтобы в борьбе Павла Бурова со Скуратовым победил Павел, так как это — борьба нового со старым. Почему же, несмотря на ряд недостат­ ков романа, которые лежат прямо на по­ верхности и потому легко обнаруживают­ ся, книга вызывает интерес? Почему со­ всем не хочется сказать — «плохая кни­ га», хотя — «хорошая книга» — сказать не можешь? Пётр Воронин чувствует и любит своих героев. У него есть необходимая сердечность, взволнованность, которые не дают читателю оставаться равнодуш­ ным. Он показал советский коллектив и отдельных советских людей, сознающих себя неотъемлемой частью целого, борю­ щихся и побеждающих. Жизнь и труд в коллективе, борьба за общее дело только и могут' сделать чело­ века счастливым — такова основная мысль автора. Отношения между коллек­ тивом и руководителем, роль и место их в строительстве новой жизни обобщены, в основном, в образах Скуратова, Буро­ ва, Игнатина. По-разному понимают эти три человека свою задачу. Правильный ответ дан в книге о при­ чине поражения Скуратова. Не может руководитель добиться успеха, если он думает, что его назначение только коман­ довать. Не наш это метод управления, когда руководитель видит в коллективе лишь «рабочую силу». Но мы не можем понять, почему Па­ вел Буров, представляющий, по замыслу автора, положительный пример руково­ дителя, начинает свою деятельность почти так же, как действовал старый на­ чальник участка Скуратов. Это находит­ ся в прямом противоречии со всеми по­ следующими поступками Павла. Они рас­ ходятся и с предшествующей биографией героя, который пришёл из армии, где был командиром и где, конечно, мог по­ лучить опыт работы с людьми. Павел начинает работу с мероприятий, разработанных только им одним, в луч­ шем случае, с одним-двумя работниками командного состава, и читателю начи­ нает казаться, что Буров ничего не из­ менит в положении дел на участке. Меж­ ду тем, в дальнейшем как-то «вдруг» оказывается, что Буров прекрасно рабо­ тает. Иначе представлен нам партийный ру­ ководитель Игнатин. Сцена первой бесе­ ды Игнатина с лесорубами учит много­ му. Через личное, дорогое каждому от­ дельному человеку, секретарь парткома стройки приводит лесорубов к мысли об общих интересах. «Не отталкивайте хо­ роших людей, дайте им развернуться»,— призывает Игнатин руководителей участ­ ка, показывая, что их сила в умении организовать людей, вести их за собой. Пётр Воронин понимает значение кол­ лектива. Однако в раскрытии роли кол­ лектива он допускает ошибку. Дело в том, что по началу романа у читателя создаётся впечатление полного благопо­ лучия на лесоучастке. Но на самом деле старый начальник Скуратов не только не организует труд рабочих, но даже яв­ ляется прямым тормозом, сдерживающим трудовую инициативу лесорубов. И вот для того, чтобы целый коллектив увидел, что Скуратов — помеха на лесоучастке, надо было, чтобы появился Павел Буров и открыл всем глаза. Предложение десятника Ласточкина, например, рабочие встретили глухим молчанием. Павел почуял что-то нелад­ ное. Ясно, что коллектив лесорубов не верит Ласточкину, подозревает его. По­ чему же никто из рабочих никому не говорит о своих подозрениях? Почему все молчат? Почему автор предпочёл от­ дать Павлу право разоблачить Ласточки­ на? Неужели в таком большом здоровом коллективе не было людей, которые бы понимали порочность методов руковод­ ства Скуратова? В то же время в книге хорошо показа­ но, как рабочие берут «верх над норма­ ми», ищут и находят пути преодоления старого. Всё в романе построено вокруг произ­ водства. Нам кажется неправильным ка­ тегорическое требование некоторых кри­ тиков: «Покажите своего героя в лич­ ной жизни, а не в труде». Как можно разорвать то, что является единым це­ лым — жизнью человека. Правильнее требовать от писателей, чтобы они пока­ зывали жизнь не односторонне, а в есте­ ственном сочетании общественного и лич­ ного. * Закономерно, что Павел Буров мало думал о своём быте'. Он только что при­ был на отстающий лесоучасток, где дол­ жен был взорвать скуратовскую «тишь и гладь», создать атмосферу творческого искания и дерзания в труде. В этот пе­ риод возможно, что он поздно возвра­ щается домой, не во-время ест и спит. Недостаток не в том, что Буров мало

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2