Сибирские огни, 1954, № 3
Т р и б у н а чи т Неосуществлённый ¡замысел За последнее время в нашей литера туре появилось немало книг, посвящён ных работникам советской печати. Не которые произведения, как «Наш кор респондент» Гончарова, вызвали еди нодушное одобрение читателей. Не слу чайно и роман Н. Воскресенского «Са мое сильное» привлёк внимание чита телей. Замысел у автора был широким. По казать жизнь большого заводского кол лектива, борьбу нового со старым и роль в этой борьбе газеты — самого сильно го, самого дальнобойного оружия нашей партии. Однако, читая роман Н. Воскресен ского, испытываешь разочарование. Начинается роман так. В родной си бирский город возвращается демобили зованный офицер Никита Иванов, в прошлом сотрудник областной газеты. С охотой принимает он предложение ра ботать редактором многотиражки на крупном заводе. И сразу же автор начинает нанизы вать один конфликт за другим. С первых же страниц сталкиваются между собой два основных персонажа романа — Никита Иванов и главный ин женер завода Оленёв. Встретились они в букинистическом магазине, не зная ещё друг друга. Оба оказались любителями книг. Никита хо тел просмотреть книги, купленные Оле- нёвым, но тот резким, властным голосом крикнул: — Эти книги куплены! Мои книги! Не понравилось это Иванову, и он по чувствовал неприязнь к Оленёву. «Об Оленёве Никита слышал много хорошего, — пишет автор. — Шла мол ва, что это талантливейший инженер, от личный организатор, новатор по натуре. Располагала к нему и его любовь к кни гам. И всё-таки у Иванова остался не приятный осадок от этого знакомства. Запомнилось, как там, в магазине, Оле нёв кричал, что брать книги нельзя, что они куплены! Хозяин!» Так зародился «конфликт». В даль нейшем оказывается, что Оленёв — заяд лый консерватор. Он против срочного внедрения технических новшеств в ли тейном деле, препятствует осуществле нию инициативы комсомольцев, защища ет пьяницу Лобова. Критику он терпеть не может. Предчувствие редактора газе ты оправдалось! На протязнении всего романа многоти ражка критикует Оленёва, но он не при знает своих ошибок. Лишь в конце, на партийном собрании, главный инженер «прозревает». Оказывается, Оленёв всё- таки ценный работник, хотя этого и не видно на деле. Так и остаётся непонятным, почему Оленёв из новатора вдруг стал консерва тором. Грехов у человека много, его по ступки достойны самого серьёзного нака зания. Но — нужно «перевоспитание», и оно благополучно происходит. За короткий срок вместе с Оленёвым перевоспитываются модельщик Добры нин (он хотел побольше заработать, но его убедили, что это не к лицу комсо мольцу), пьяница и бездельник Лобов, его отец, старый снабженец, журналист Рокотов, технолог Коленовский. Не уда лось перевоспитать только' хозяйствен ника Залкова. Он оказывается вредите лем и попадает в тюрьму. Воспитание человека — слозкный про цесс. Чтобы убедить читателя в законо мерности рождения новых качеств у людей, следовало показать этот про цесс воспитания. В романе же все герои «упорно не сдаются», и лишь в финале они начинают каяться, становятся на путь истинный. Особо следует остановиться на цент ральном образе романа. По мысли ав тора, редактор газеты Никита Ива нов — образец журналиста, а коллек тив редакции типичен для заводской газеты. Так ли это? Приход редактора на работу знаме нуется тем, что он возвращает сотрудни це Лене Гусевой две обработанные ею заметки. Не разобрав конкретно, чем эти заметки плохи, редактор начинает по учать Гусеву: «— Читать Горького вам надо по больше... — Я читала и читаю Горького, — от ветила Лена. — Мало! Читайте ещё! Читайте и снова перечитывайте. Тогда поймёте, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2