Сибирские огни, 1954, № 3

Т р и б у н а чи т Неосуществлённый ¡замысел За последнее время в нашей литера­ туре появилось немало книг, посвящён­ ных работникам советской печати. Не­ которые произведения, как «Наш кор­ респондент» Гончарова, вызвали еди­ нодушное одобрение читателей. Не слу­ чайно и роман Н. Воскресенского «Са­ мое сильное» привлёк внимание чита­ телей. Замысел у автора был широким. По­ казать жизнь большого заводского кол­ лектива, борьбу нового со старым и роль в этой борьбе газеты — самого сильно­ го, самого дальнобойного оружия нашей партии. Однако, читая роман Н. Воскресен­ ского, испытываешь разочарование. Начинается роман так. В родной си­ бирский город возвращается демобили­ зованный офицер Никита Иванов, в прошлом сотрудник областной газеты. С охотой принимает он предложение ра­ ботать редактором многотиражки на крупном заводе. И сразу же автор начинает нанизы­ вать один конфликт за другим. С первых же страниц сталкиваются между собой два основных персонажа романа — Никита Иванов и главный ин­ женер завода Оленёв. Встретились они в букинистическом магазине, не зная ещё друг друга. Оба оказались любителями книг. Никита хо­ тел просмотреть книги, купленные Оле- нёвым, но тот резким, властным голосом крикнул: — Эти книги куплены! Мои книги! Не понравилось это Иванову, и он по­ чувствовал неприязнь к Оленёву. «Об Оленёве Никита слышал много хорошего, — пишет автор. — Шла мол­ ва, что это талантливейший инженер, от­ личный организатор, новатор по натуре. Располагала к нему и его любовь к кни­ гам. И всё-таки у Иванова остался не­ приятный осадок от этого знакомства. Запомнилось, как там, в магазине, Оле­ нёв кричал, что брать книги нельзя, что они куплены! Хозяин!» Так зародился «конфликт». В даль­ нейшем оказывается, что Оленёв — заяд­ лый консерватор. Он против срочного внедрения технических новшеств в ли­ тейном деле, препятствует осуществле­ нию инициативы комсомольцев, защища­ ет пьяницу Лобова. Критику он терпеть не может. Предчувствие редактора газе­ ты оправдалось! На протязнении всего романа многоти­ ражка критикует Оленёва, но он не при­ знает своих ошибок. Лишь в конце, на партийном собрании, главный инженер «прозревает». Оказывается, Оленёв всё- таки ценный работник, хотя этого и не видно на деле. Так и остаётся непонятным, почему Оленёв из новатора вдруг стал консерва­ тором. Грехов у человека много, его по­ ступки достойны самого серьёзного нака­ зания. Но — нужно «перевоспитание», и оно благополучно происходит. За короткий срок вместе с Оленёвым перевоспитываются модельщик Добры­ нин (он хотел побольше заработать, но его убедили, что это не к лицу комсо­ мольцу), пьяница и бездельник Лобов, его отец, старый снабженец, журналист Рокотов, технолог Коленовский. Не уда­ лось перевоспитать только' хозяйствен­ ника Залкова. Он оказывается вредите­ лем и попадает в тюрьму. Воспитание человека — слозкный про­ цесс. Чтобы убедить читателя в законо­ мерности рождения новых качеств у людей, следовало показать этот про­ цесс воспитания. В романе же все герои «упорно не сдаются», и лишь в финале они начинают каяться, становятся на путь истинный. Особо следует остановиться на цент­ ральном образе романа. По мысли ав­ тора, редактор газеты Никита Ива­ нов — образец журналиста, а коллек­ тив редакции типичен для заводской газеты. Так ли это? Приход редактора на работу знаме­ нуется тем, что он возвращает сотрудни­ це Лене Гусевой две обработанные ею заметки. Не разобрав конкретно, чем эти заметки плохи, редактор начинает по­ учать Гусеву: «— Читать Горького вам надо по­ больше... — Я читала и читаю Горького, — от­ ветила Лена. — Мало! Читайте ещё! Читайте и снова перечитывайте. Тогда поймёте, как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2