Сибирские огни, 1954, № 3
ка, когда слышишь его слова о резуль- тэтах напряжённого труда — о добытом им угле: «это моего труда тепло в нём спрессовалось в будущее пламя»?! Хорошо видишь и тракториста, кото рый «всем сердцем слышит недалёкий и торжественный приход весны» и кото рому «даже солнце слишком уж медли-* тельным кажется» после того, как он «много раз трактор свой опробовал» и проверил свою готовность к труду. Есть и другие удачи Вл. Измайлова в сборнике его стихов «Широкая доро га». Этим и объясняется надежда на то, что в новых своих произведениях он бу дет смелее, самостоятельнее, решительно откажется от перепевов и найдёт свой голос. Многие стихи легко и без ущерба для содержания поддаются сокращению. Сло весные штампы и кочующие из одного стихотворения в другое эпитеты и даже целые фразы заметны с первого взгляда. Редактор книги Г. Молостнов обязан был обратить на них внимание автора. Издательство «Кузбасс» охотно и большими тиражами издаёт поэтические сборники. Чаще всего — это первые кни ги молодых поэтов. Намечен выпуск не скольких стихотворных книжек и в этом году. Издательство поступает правильно, печатая произведения местных молодых авторов. Но работникам издательства не нужно забывать, что наш читатель хочет читать стихи только хорошие. Сборник Вл. Измайлова мог быть луч ше, если бы издательство более требова тельно отнеслось к молодому поэту, по могло ему доработать стихи и из боль шого их количества отобрать лишь наи более удачные. И. Матвеев. РАССКАЗЫ И. ШУМИЛОВА 1 Читая один за другим рассказы И. Шумилова, невольно задумываешься над соотношением между знакомством автора с жизненным материалом — о одной стороны и его способностью худо жественно воплотить этот материал — с другой. Чувствуется, что автор бывал в дерев не. Люди, о которых он рассказывает, хорошо ему знакомы. И мы можем пред положить, что в жизни они интересны, привлекательны, значительны. Порою начинает казаться, что такими они и пришли на страницы книги. Вот сидит под раскидистой ветлой па стух Егор Петрович Думов. «Подобно многим пастухам, Егор был молчуном, природолюбом и философом. «Природа мудра (размышляет Егор), а человек её разгадал да и обвозжал. Слу жи мне! Вот и ты, ветла шумоватая, хит* 1 И. Ш у м и л о в . Рассказы . Алтайское книжное издательство. Барнаул. 1954. ришь и пух в глаза пускаешь: пусть-де думают, что это я для красы земной. А мы ведь знаем, чтб у тебя в этих пу шинках летает: семена! Не хитри, разла пистая, не отводи глаз!». - Как будто перед нами возникает опре делённый характер. Этими хорошими строками автор обещает дальнейшее его раскрытие, заставляет читателей ожю дать, — что же произодёт, когда такой характер вступит во взаимодействие о другими? Но ожидания эти не оправды ваются. Всё, что рассказано о Егоре на первых пяти страницах, — это лишь под готовка к основному эпизоду — собра нию, на котором пастух выступает. Рас сказ кажется растянутым, ибо никакого действия, ни малейшего раскрытия наме ченного ранее характера, словом, ника кой реализации обещания, полученного читателем, в нём не происходит. А что же есть? Протокол, в немногих местах «сдобренный» коегкакими авторскими ре марками о самочувствии героя или о ре- агировании собравшихся. «Председатель правления Мелешкин долго говорил о- важности сеноубороч ной кампании, зачитал план работ, при звал колхозников закончить заготовку кормов за две-три недели. Сосредоточен но слушали председателя трактористы, косцы, мётчики, сгребалыцики. Высту пали бригадиры, выкладывали план ор ганизации работ, давали обязательства от своих бригад, много говорили о сило се, о дополнительной оплате труда». Разве это не цитата из протокола? И разве спасают что-нибудь такие опре деления, как «сосредоточенно слушали»? Разве изменится что-нибудь, если вместо этих последних двух слов поставить протокольное «присутствовали»? И разве превращается протокол в художествен ное произведение от вкрапливания в него таких ремарок, как: «Егор нетерпеливо ёрзал на сиденье, поправляя на груди медали»? А в выступлении своём Егор полно стью теряет индивидуальность, забывает о присущей ему манере рассуждать, строить речь. Просто он выдвигает пред ложение, чтобы бригадиры разрешали скоту пастись на отаве и чтобы сено смё тывалось не в маленькие, а в большие стога, которые надо огораживать. А парт орг в конце рассказа одобряет его пред ложение и заявляет, что «придётся пере строить нам организацию труда». Вот и всё! Неплохо начатый рассказ оказывается только... растянутой газетной заметкой. Подробно пришлось остановиться на этом потому, что «протокольно-стеногра фический» метод характерен и для неко торых других рассказов И. Шумилова, в том числе и для самого большого из них, который называется «Фёдор Прозоров».' В этом произведении много персонажей. В нём переплетаются как будто две те мы: борьба колхозников за подъём жи- «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2