Сибирские огни, 1954, № 3

ка, когда слышишь его слова о резуль- тэтах напряжённого труда — о добытом им угле: «это моего труда тепло в нём спрессовалось в будущее пламя»?! Хорошо видишь и тракториста, кото­ рый «всем сердцем слышит недалёкий и торжественный приход весны» и кото­ рому «даже солнце слишком уж медли-* тельным кажется» после того, как он «много раз трактор свой опробовал» и проверил свою готовность к труду. Есть и другие удачи Вл. Измайлова в сборнике его стихов «Широкая доро­ га». Этим и объясняется надежда на то, что в новых своих произведениях он бу­ дет смелее, самостоятельнее, решительно откажется от перепевов и найдёт свой голос. Многие стихи легко и без ущерба для содержания поддаются сокращению. Сло­ весные штампы и кочующие из одного стихотворения в другое эпитеты и даже целые фразы заметны с первого взгляда. Редактор книги Г. Молостнов обязан был обратить на них внимание автора. Издательство «Кузбасс» охотно и большими тиражами издаёт поэтические сборники. Чаще всего — это первые кни­ ги молодых поэтов. Намечен выпуск не­ скольких стихотворных книжек и в этом году. Издательство поступает правильно, печатая произведения местных молодых авторов. Но работникам издательства не нужно забывать, что наш читатель хочет читать стихи только хорошие. Сборник Вл. Измайлова мог быть луч­ ше, если бы издательство более требова­ тельно отнеслось к молодому поэту, по­ могло ему доработать стихи и из боль­ шого их количества отобрать лишь наи­ более удачные. И. Матвеев. РАССКАЗЫ И. ШУМИЛОВА 1 Читая один за другим рассказы И. Шумилова, невольно задумываешься над соотношением между знакомством автора с жизненным материалом — о одной стороны и его способностью худо­ жественно воплотить этот материал — с другой. Чувствуется, что автор бывал в дерев­ не. Люди, о которых он рассказывает, хорошо ему знакомы. И мы можем пред­ положить, что в жизни они интересны, привлекательны, значительны. Порою начинает казаться, что такими они и пришли на страницы книги. Вот сидит под раскидистой ветлой па­ стух Егор Петрович Думов. «Подобно многим пастухам, Егор был молчуном, природолюбом и философом. «Природа мудра (размышляет Егор), а человек её разгадал да и обвозжал. Слу­ жи мне! Вот и ты, ветла шумоватая, хит* 1 И. Ш у м и л о в . Рассказы . Алтайское книжное издательство. Барнаул. 1954. ришь и пух в глаза пускаешь: пусть-де думают, что это я для красы земной. А мы ведь знаем, чтб у тебя в этих пу­ шинках летает: семена! Не хитри, разла­ пистая, не отводи глаз!». - Как будто перед нами возникает опре­ делённый характер. Этими хорошими строками автор обещает дальнейшее его раскрытие, заставляет читателей ожю дать, — что же произодёт, когда такой характер вступит во взаимодействие о другими? Но ожидания эти не оправды­ ваются. Всё, что рассказано о Егоре на первых пяти страницах, — это лишь под­ готовка к основному эпизоду — собра­ нию, на котором пастух выступает. Рас­ сказ кажется растянутым, ибо никакого действия, ни малейшего раскрытия наме­ ченного ранее характера, словом, ника­ кой реализации обещания, полученного читателем, в нём не происходит. А что же есть? Протокол, в немногих местах «сдобренный» коегкакими авторскими ре­ марками о самочувствии героя или о ре- агировании собравшихся. «Председатель правления Мелешкин долго говорил о- важности сеноубороч­ ной кампании, зачитал план работ, при­ звал колхозников закончить заготовку кормов за две-три недели. Сосредоточен­ но слушали председателя трактористы, косцы, мётчики, сгребалыцики. Высту­ пали бригадиры, выкладывали план ор­ ганизации работ, давали обязательства от своих бригад, много говорили о сило­ се, о дополнительной оплате труда». Разве это не цитата из протокола? И разве спасают что-нибудь такие опре­ деления, как «сосредоточенно слушали»? Разве изменится что-нибудь, если вместо этих последних двух слов поставить протокольное «присутствовали»? И разве превращается протокол в художествен­ ное произведение от вкрапливания в него таких ремарок, как: «Егор нетерпеливо ёрзал на сиденье, поправляя на груди медали»? А в выступлении своём Егор полно­ стью теряет индивидуальность, забывает о присущей ему манере рассуждать, строить речь. Просто он выдвигает пред­ ложение, чтобы бригадиры разрешали скоту пастись на отаве и чтобы сено смё­ тывалось не в маленькие, а в большие стога, которые надо огораживать. А парт­ орг в конце рассказа одобряет его пред­ ложение и заявляет, что «придётся пере­ строить нам организацию труда». Вот и всё! Неплохо начатый рассказ оказывается только... растянутой газетной заметкой. Подробно пришлось остановиться на этом потому, что «протокольно-стеногра­ фический» метод характерен и для неко­ торых других рассказов И. Шумилова, в том числе и для самого большого из них, который называется «Фёдор Прозоров».' В этом произведении много персонажей. В нём переплетаются как будто две те­ мы: борьба колхозников за подъём жи- «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2