Сибирские огни, 1954, № 3

теля, то о чувствах Марфы можно лишь догадываться, так как они остаются за пределами романа. В целом роман «Горы зовут» свиде­ тельствует о дальнейшем творческом ро­ сте Андрея Иванова. Несколькими произведениями пред­ ставлен в альманахе И. Дворецкий. Худо­ жественный уровень их резко различен. Рассказ «В новую дорогу» подкупает искренностью, свежестью сюжета, мяг­ ким лиризмом. Что же касается очерков «Ночью в степи» и «Есипов», то они на- писаны ниже возможностей этого способ­ ного писателя. Жаль, что редколлегия альманаха по­ спешила с опубликованием повести Р. Белоглазовой «Со всеми вместе». Ма­ териал, положенный в основу этого про­ изведения, вполне заслуживал того, что­ бы молодому автору оказали всесторон­ нюю помощь. Требовалась большая ра­ бота для устранения композиционной рыхлости повести, для значительного углубления характеров основных дейст­ вующих лиц, чтобы несомненно интерес­ ные жизненные наблюдения автора по­ лучили полноценное художественное во­ площение. Читателя привлекает образ героини повести Марии, которая, несмотря на тя­ жёлую болезнь, стремится стать полез­ ным для общества человеком. Трогатель­ ны забота и внимание к девушке со сто­ роны её товарищей-комсомольцев. В каждой из рецензируемых книг есть поэтические произведения. Больше всего помещено стихов в тридцатой книге аль­ манаха. Но количество их не переходит в качество. Особенно это заметно по сти­ хотворениям одарённого поэта Ю. Лецр- танского. Наряду с уже упоминавшейся «Встречей о Маяковским», а также хо­ рошими стихами «Песня о наших реках», «Моя любовь к тебе...» и «Песня» опуб­ ликованы явно слабые произведения. Словесное кокетство подменяет глубо­ кую мысль в стихотворении Ю. Леви- танского «К вопросу о климате». ...Тянет из лесу запах прелости листьев прошлого года, и уж е не апрель — а прелести, ах, какая погода! За околицей, где распутица, впору новой листве распутаться. В птичьем пении, в нетерпении почка лопнет и вдруг —распустится. И уж е искупаться тянеш ься. Ну, и ж арит же! Вот так лето! Зазеваеш ься — не оглянеш ься и изж ариш ься, как котлета... Вкус определённо изменил поэту в этом стихотворении. Не могут заменить подлинного чувства многократно повторённые риторические восклицания в стихотворении того же автора «Дорога к Байкалу». Тут есть и «О, песня, мужавшая в строгом остроге», и «О, что это?», и «Он был сотворённым из мрамора чудом», но всё это не вол­ нует, как не волнует, например, четверо­ стишие из стихотворения «Пейзаж»: Плечами тёплыми качая, так величава и тиха, она проходит. Здесь начало картины , музыки, стиха... Заслуживают положительной оценки стихи И. Луговского «Гость из Африки» и «Хорошо на Байкале у нас» И. Мол- чанова-Сибирского. Что же касается дру- гих стихотворений, то они, к сожалению, не вызывают ответного чувства. Двадцать восьмая книга альманаха (в которой помещена и повесть Р. Белогла­ зовой) по своему уровню гораздо слабее последующих. В ней напечатан беспо­ мощный очерк Г. Падерина «Машинист Рудиковский». Описав одну поездку ма­ шиниста, автор не скупится на похвалы ему, пытаясь представить его передовым человеком. Но читателя это не убеждает, так как характер знатного машиниста не раскрыт. Всё, что говорится автором о Рудиковском, можно лишь принимать на веру. Важна по теме публицистическая статья Г. Кунгурова «Сады Восточной Сибири». Она содержит немало ценного познавательного материала, но написана очень сухо. Больше всего возражений и недоуме­ ния вызывает путаная статья А. Абрамо­ вича «За верное, глубокое изображение жизненных конфликтов и типических ха­ рактеров». Чрезмерно растянутая, она представляет собою перечень крайне по­ верхностных и профессионально беспо­ мощных замечаний по отдельным спек­ таклям Иркутского областного драмати­ ческого театра. Автор пытается свести эти замечания в одно целое путём рас- суждений на тему о «неравномерности» и «диспропорции» в актёрской игре, о нарушении закономерности «противо­ речия конфликта в искусстве» и др. Он так и пишет: «Зритель вправе предъявить свой счёт театру за н е р а в ­ н о м е р н о е решение творческой зада­ чи». И далее, сообщая, что игра артиста Скворцова, хотя и « о т в е ч а е т с м ы с ­ л у и з н а ч е н и ю соответствующего характера в трилогии» (речь идёт об ин­ сценировке трилогии А. Толстого «Хож­ дение по мукам»), автор тут же огова­ ривается: «Но игра артиста н е р а в н о ­ м е р н а » . Хотя, по мнению А. Абрамо­ вича, «художественный уровень игры Кати (артистка Л. В. Макарьева) и Ро­ щина (артист А. Н. Терентьев) о т в е ­ ч а е т с м ы с л у и з н а ч е н и ю тех типических характеров, которые создал А. Н. Толстой», «такая н е р а в н о ­ м е р н о с т ь в игре четырёх ведущих персонажей не может не нарушать худо­ жественного единства спектакля». Ниже автор продолжает: «Мы сталкиваемся с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2