Сибирские огни, 1954, № 3
теля, то о чувствах Марфы можно лишь догадываться, так как они остаются за пределами романа. В целом роман «Горы зовут» свиде тельствует о дальнейшем творческом ро сте Андрея Иванова. Несколькими произведениями пред ставлен в альманахе И. Дворецкий. Худо жественный уровень их резко различен. Рассказ «В новую дорогу» подкупает искренностью, свежестью сюжета, мяг ким лиризмом. Что же касается очерков «Ночью в степи» и «Есипов», то они на- писаны ниже возможностей этого способ ного писателя. Жаль, что редколлегия альманаха по спешила с опубликованием повести Р. Белоглазовой «Со всеми вместе». Ма териал, положенный в основу этого про изведения, вполне заслуживал того, что бы молодому автору оказали всесторон нюю помощь. Требовалась большая ра бота для устранения композиционной рыхлости повести, для значительного углубления характеров основных дейст вующих лиц, чтобы несомненно интерес ные жизненные наблюдения автора по лучили полноценное художественное во площение. Читателя привлекает образ героини повести Марии, которая, несмотря на тя жёлую болезнь, стремится стать полез ным для общества человеком. Трогатель ны забота и внимание к девушке со сто роны её товарищей-комсомольцев. В каждой из рецензируемых книг есть поэтические произведения. Больше всего помещено стихов в тридцатой книге аль манаха. Но количество их не переходит в качество. Особенно это заметно по сти хотворениям одарённого поэта Ю. Лецр- танского. Наряду с уже упоминавшейся «Встречей о Маяковским», а также хо рошими стихами «Песня о наших реках», «Моя любовь к тебе...» и «Песня» опуб ликованы явно слабые произведения. Словесное кокетство подменяет глубо кую мысль в стихотворении Ю. Леви- танского «К вопросу о климате». ...Тянет из лесу запах прелости листьев прошлого года, и уж е не апрель — а прелести, ах, какая погода! За околицей, где распутица, впору новой листве распутаться. В птичьем пении, в нетерпении почка лопнет и вдруг —распустится. И уж е искупаться тянеш ься. Ну, и ж арит же! Вот так лето! Зазеваеш ься — не оглянеш ься и изж ариш ься, как котлета... Вкус определённо изменил поэту в этом стихотворении. Не могут заменить подлинного чувства многократно повторённые риторические восклицания в стихотворении того же автора «Дорога к Байкалу». Тут есть и «О, песня, мужавшая в строгом остроге», и «О, что это?», и «Он был сотворённым из мрамора чудом», но всё это не вол нует, как не волнует, например, четверо стишие из стихотворения «Пейзаж»: Плечами тёплыми качая, так величава и тиха, она проходит. Здесь начало картины , музыки, стиха... Заслуживают положительной оценки стихи И. Луговского «Гость из Африки» и «Хорошо на Байкале у нас» И. Мол- чанова-Сибирского. Что же касается дру- гих стихотворений, то они, к сожалению, не вызывают ответного чувства. Двадцать восьмая книга альманаха (в которой помещена и повесть Р. Белогла зовой) по своему уровню гораздо слабее последующих. В ней напечатан беспо мощный очерк Г. Падерина «Машинист Рудиковский». Описав одну поездку ма шиниста, автор не скупится на похвалы ему, пытаясь представить его передовым человеком. Но читателя это не убеждает, так как характер знатного машиниста не раскрыт. Всё, что говорится автором о Рудиковском, можно лишь принимать на веру. Важна по теме публицистическая статья Г. Кунгурова «Сады Восточной Сибири». Она содержит немало ценного познавательного материала, но написана очень сухо. Больше всего возражений и недоуме ния вызывает путаная статья А. Абрамо вича «За верное, глубокое изображение жизненных конфликтов и типических ха рактеров». Чрезмерно растянутая, она представляет собою перечень крайне по верхностных и профессионально беспо мощных замечаний по отдельным спек таклям Иркутского областного драмати ческого театра. Автор пытается свести эти замечания в одно целое путём рас- суждений на тему о «неравномерности» и «диспропорции» в актёрской игре, о нарушении закономерности «противо речия конфликта в искусстве» и др. Он так и пишет: «Зритель вправе предъявить свой счёт театру за н е р а в н о м е р н о е решение творческой зада чи». И далее, сообщая, что игра артиста Скворцова, хотя и « о т в е ч а е т с м ы с л у и з н а ч е н и ю соответствующего характера в трилогии» (речь идёт об ин сценировке трилогии А. Толстого «Хож дение по мукам»), автор тут же огова ривается: «Но игра артиста н е р а в н о м е р н а » . Хотя, по мнению А. Абрамо вича, «художественный уровень игры Кати (артистка Л. В. Макарьева) и Ро щина (артист А. Н. Терентьев) о т в е ч а е т с м ы с л у и з н а ч е н и ю тех типических характеров, которые создал А. Н. Толстой», «такая н е р а в н о м е р н о с т ь в игре четырёх ведущих персонажей не может не нарушать худо жественного единства спектакля». Ниже автор продолжает: «Мы сталкиваемся с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2