Сибирские огни, 1954, № 3
, бочих. И Николай (а вместе с ним и чи- татель) видит, какое большое уважение и любовь вызывает к себе эта скромная, «незаметная» женщина. Несмотря на то, что события, положен ные в основу повести, не новы, боль шой заслугой автора является худо жественная достоверность, раскрываю щая перед читателем духовный мир ге роев произведения, благодаря чему все столкновения характеров по-настоящему волнуют. Нельзя не отметить умения молодого автора сообщать своим произведениям композиционную завершённость. Очень часто В. Марина удачно использует? приём неожиданных, острых кондовою глав, что заставляет читателя о многом размышлять, многое додумывать. К сожалению, уделив по праву много внимания своим главным героям, pací крытию их внутреннего мира, В. Марина не избежала схематизма в изображении других действующих лиц. Наряду с жи выми людьми в повести фигурируют бео- плотные тени. В. Марина очень скупы ми средствами нарисовала живые харак- теры сменного мастера Балберова, жены механика горки Галины Терлецкой и не которых других эпизодических персона жей. Почему же парторг узла Курилин, которому посвящено немало страниц, изображён схематично? Серьёзным недо статком повести является поверхностное перечисление автором событий в её за ключительных главах. Если в изображении столкновений ха рактеров В. Марина не боится острых конфликтов, то в характеристике окру жающего она сплошь и рядом прибегает к приукрашиванию, лакировке действи тельности. Производственные трудности подобно карточным домикам распадают ся в результате минимальных усилий геь роев, из-за чего их успехи представля ются мнимыми. Читатель с большим интересом следит не только за событиями семейной жизни. Его привлекает в значительной мере и производственная деятельность героев, их новаторские начинания, борьба за чёт кую работу железнодорожного транспор та. Плохо', однако, что писательница не избежала злоупотреблений технической терминологией. Несомненная одарённость В. Мариной даёт основания ждать от неё новых ин тересных произведений. В своё время критика положительно отозвалась о сборнике рассказов и пове стей Андрея Иванова «У синих гор». Тем интереснее было познакомиться с новым крупным его произведением — романом «Горы зовут». Чем привлекает роман? Время дей ствия относится к периоду завершения строительства социализма в нашей стра не. Напряжённый труд людей, которые в глухой тайге организуют новый прииск, борьба с отсталыми взглядами, консерва- тизмом, убедительный показ подлинно социалистического отношения к труду — всё это создаёт ощущение злободневно сти, современности затронутых проблем. Автору удалось самое трудное — соз дать живые индивидуальные характеры. Выделяется образ парторга прииска Пав лова. Этот человек, не лишённый слабо стей и недостатков, является подлинной душой коллектива. Он сумел сплотить разноликую толпу старателей в единый организм. Убедительно показано в рома- не, как твёрдая и принципиальная линия Павлова противостоит самонадеянности властолюбивого начальника прииска Ха 1 .ранова, карьеристским устремлениям Ча- рочкина. В этой борьбе Павлов опирает ся на людей, для которых за созданием нового прииска и ликвидацией сезонно сти в добыче золота видны широкие пер спективы коренной перестройки работы золотопромышленности. Образ Павлова мог бы получиться ярче. Но А. Иванов заставляет подчас парторга произносить длинные назида тельные речи, приписывает ему удиви тельно сухие и литературно приглажен ные размышления, от чего образ его блёкнет и тускнеет. За пределами же этой дидактики мы видим живого чело века. Образы передовых людей — парторга Павлова, молодых рабочих Жданова и Матвеева, старого приискателя Сазонова, геолога Мохова, плотника Фаддеича — удались автору, и именно это в значи тельной мере предопределяет успех всего произведения. В романе немало слабых страниц. Бледнее, в частности, обрисованы харак теры женщин, в первую очередь основ ных героинь — Валентины и Марфы. Образ Валентины недостаточно рас крыт писателем. Очень примитивно изо бражены чувства Валентины к Чарочки- ну. Не удалось автору сколько-нибудь убедительно показать взаимоотношения Валентины и Василия. Интересно задуман образ Марфы. Тринадцать лет назад Павлов, тогда ещё молодой красноармеец, был спасён Мар фой и её отцом охотником-эвеном. Его нашли в тайге обессилевшим и разбитым от падения с обрыва, выходили, поста вили на ноги. Благодаря им Павлов смог выполнить боевое задание, пробрался к соседнему отряду Красной Армии. Встре ча Павлова и Марфы была недолгой, но оставила у обоих незабываемое впечат ление друг о друге. И вот жизнь снова столкнула их. Марфа Горбикан получила образова ние, работала учительницей, потом стала председателем наслежного Совета. Она снова приходит на помощь Павлову, спа сая рабочих прииска, оказавшихся без продовольствия. Встреча Марфы с Павловым всколых нула их прежние чувства. Но если пере живания Павлова глубоко трогают чита
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2