Сибирские огни, 1954, № 3

, бочих. И Николай (а вместе с ним и чи- татель) видит, какое большое уважение и любовь вызывает к себе эта скромная, «незаметная» женщина. Несмотря на то, что события, положен­ ные в основу повести, не новы, боль­ шой заслугой автора является худо­ жественная достоверность, раскрываю­ щая перед читателем духовный мир ге­ роев произведения, благодаря чему все столкновения характеров по-настоящему волнуют. Нельзя не отметить умения молодого автора сообщать своим произведениям композиционную завершённость. Очень часто В. Марина удачно использует? приём неожиданных, острых кондовою глав, что заставляет читателя о многом размышлять, многое додумывать. К сожалению, уделив по праву много внимания своим главным героям, pací крытию их внутреннего мира, В. Марина не избежала схематизма в изображении других действующих лиц. Наряду с жи­ выми людьми в повести фигурируют бео- плотные тени. В. Марина очень скупы­ ми средствами нарисовала живые харак- теры сменного мастера Балберова, жены механика горки Галины Терлецкой и не­ которых других эпизодических персона­ жей. Почему же парторг узла Курилин, которому посвящено немало страниц, изображён схематично? Серьёзным недо­ статком повести является поверхностное перечисление автором событий в её за­ ключительных главах. Если в изображении столкновений ха­ рактеров В. Марина не боится острых конфликтов, то в характеристике окру­ жающего она сплошь и рядом прибегает к приукрашиванию, лакировке действи­ тельности. Производственные трудности подобно карточным домикам распадают­ ся в результате минимальных усилий геь роев, из-за чего их успехи представля­ ются мнимыми. Читатель с большим интересом следит не только за событиями семейной жизни. Его привлекает в значительной мере и производственная деятельность героев, их новаторские начинания, борьба за чёт­ кую работу железнодорожного транспор­ та. Плохо', однако, что писательница не избежала злоупотреблений технической терминологией. Несомненная одарённость В. Мариной даёт основания ждать от неё новых ин­ тересных произведений. В своё время критика положительно отозвалась о сборнике рассказов и пове­ стей Андрея Иванова «У синих гор». Тем интереснее было познакомиться с новым крупным его произведением — романом «Горы зовут». Чем привлекает роман? Время дей­ ствия относится к периоду завершения строительства социализма в нашей стра­ не. Напряжённый труд людей, которые в глухой тайге организуют новый прииск, борьба с отсталыми взглядами, консерва- тизмом, убедительный показ подлинно социалистического отношения к труду — всё это создаёт ощущение злободневно­ сти, современности затронутых проблем. Автору удалось самое трудное — соз­ дать живые индивидуальные характеры. Выделяется образ парторга прииска Пав­ лова. Этот человек, не лишённый слабо­ стей и недостатков, является подлинной душой коллектива. Он сумел сплотить разноликую толпу старателей в единый организм. Убедительно показано в рома- не, как твёрдая и принципиальная линия Павлова противостоит самонадеянности властолюбивого начальника прииска Ха 1 .ранова, карьеристским устремлениям Ча- рочкина. В этой борьбе Павлов опирает­ ся на людей, для которых за созданием нового прииска и ликвидацией сезонно­ сти в добыче золота видны широкие пер­ спективы коренной перестройки работы золотопромышленности. Образ Павлова мог бы получиться ярче. Но А. Иванов заставляет подчас парторга произносить длинные назида­ тельные речи, приписывает ему удиви­ тельно сухие и литературно приглажен­ ные размышления, от чего образ его блёкнет и тускнеет. За пределами же этой дидактики мы видим живого чело­ века. Образы передовых людей — парторга Павлова, молодых рабочих Жданова и Матвеева, старого приискателя Сазонова, геолога Мохова, плотника Фаддеича — удались автору, и именно это в значи­ тельной мере предопределяет успех всего произведения. В романе немало слабых страниц. Бледнее, в частности, обрисованы харак­ теры женщин, в первую очередь основ­ ных героинь — Валентины и Марфы. Образ Валентины недостаточно рас­ крыт писателем. Очень примитивно изо­ бражены чувства Валентины к Чарочки- ну. Не удалось автору сколько-нибудь убедительно показать взаимоотношения Валентины и Василия. Интересно задуман образ Марфы. Тринадцать лет назад Павлов, тогда ещё молодой красноармеец, был спасён Мар­ фой и её отцом охотником-эвеном. Его нашли в тайге обессилевшим и разбитым от падения с обрыва, выходили, поста­ вили на ноги. Благодаря им Павлов смог выполнить боевое задание, пробрался к соседнему отряду Красной Армии. Встре­ ча Павлова и Марфы была недолгой, но оставила у обоих незабываемое впечат­ ление друг о друге. И вот жизнь снова столкнула их. Марфа Горбикан получила образова­ ние, работала учительницей, потом стала председателем наслежного Совета. Она снова приходит на помощь Павлову, спа­ сая рабочих прииска, оказавшихся без продовольствия. Встреча Марфы с Павловым всколых­ нула их прежние чувства. Но если пере­ живания Павлова глубоко трогают чита

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2