Сибирские огни, 1954, № 3

ни©, будучи в партизанском отряде П. Щетинкина, написал хорошие стихи. Он посвящает их новым стройкам стра­ ны: «Днепр», «Лето в Сибири», «Песня колхозника», «На Енисее». Публикация произведений, обсуждение 1 их в литера­ турных кружках способствовали содру­ жеству хакасских писателей с русскими, их творческому росту. Однако буржуаз­ ные националисты писали о самобытно­ сти хакасской литературы, печатно вы­ ступали е рассуждениями (ом. статью Кобякова в газете «Хызыл аал» в номе­ ре 6 6 за 1937 г.), что хакасская литера­ тура может развиваться только на осно­ ве фольклора, что иной формы для хака­ сов не существует. Они якобы в. целях сохранения самобытности хакасской ли­ тературы оберегали её от влияния рус­ ской художественной литературы. В 1939 году в Хакассию приезжала группа московских и красноярских писа­ телей. К 10-летию образования Хакас­ ской автономной области эта группа под­ готовила к изданию три сборника: «Ха­ касский альманах», «Хакасский фоль­ клор» и «Возрождённая Хакассия» (на русском языке). В альманах вошли про­ изведения начинающих писателей: М. Ко­ кова, М. Аршанова, Н. Доможакова, П. Ульчугашева, А. Топанова, И. Котю- шева, П. Штыгашева и других. С наиболее зрелыми произведениями выступали в альманахе М. Коков, М. Аршанов, П. Штыгашев. Коков и Ар- шанов свои стихотворения посвятили Ленину и Сталину. Они воспевали вели­ кие идеи Коммунистической партии, дружбу народов, показали изменения, происшедшие в Хакассии, значительный культурный рост хакасов. В сборник вошли и прозаическое произведение М. Кокова «Оринистыг тогызы», очерк из военных действий на Финском фрон­ те. Жизни героя — танкиста-хакаса, быв­ шего колхозника, посвящены очерки А. Топанова. О борьбе хакасского народа с бело­ гвардейскими бандами, о руководителе партизанского движения на территории Хакассии в 1919—20 годах талантливо рассказал М. Коков в пьеса «Акун». Он показал, как под руководством русских большевиков росло классовое самосозна­ ние батрацко-бедняцкой части населения и активно' действовало против врагов ре­ волюции баев, шаманов и белых офице­ ров. Пьеса «Акун» впервые с успехом была поставлена на сцене Хакасско­ го национального драматического театра в 1940 году и до настоящего времени на­ ходится в его репертуаре, как лучшее хакасское драматическое произведение из истории гражданской войны. Впер­ вые отдельным изданием она вышла в 1942 году. В послевоенные годы поэты Хакассии в своих произведениях отразили созида­ тельный труд советского народа. Достой­ но оценён читателями и критикой цикл стихотворений Н. Доможакова «Улусы поют». К ним относятся стихи: «Уйбат- ская степь», «В дороге», «Комбайнёр­ ка», «Чабан», «Жнец». Из послевоенных стихов мы видим творческий рост И. Ко- тюшева. Он не только описывает приро­ ду, как это видно в стихах «Буран», «Сова», «Черёмуха», не только любуется красотой природы, но придаёт своим стихам большую выразительность, глуб­ же изображает действительность («Ут­ ренняя дорога», «Белый камень», «Вес­ на»), В послевоенные годы в хакасскую литературу пришли молодые поэты: И. Капчигашев, Н. Тинников, В. Угды- жеков и др. С 1947 по 1952 год вышло четыре ли­ тературных сборника «Огни Хакассии». Они печатались на хакасском и русском языках. Отдельными книгами выпускают­ ся произведения Н. Доможакова, И. Ко- тюшева, И. Костикова (на хакасском язы­ ке). В 1949 г. вышел в свет сборник «Поэты Хакассии» на русском языке. Этот же сборник со значительным допол­ нением произведений других авторов в 1950 году был издан в Москве изда­ тельством «Советский писатель». Произ­ ведения хакасских поэтов печатаются в центральных журналах и газетах («Огонёк», «Советский воин» и «Литера­ турная газета»). В 1949 году в Абакане было создано отделение Союза писателей. В члены Союза писателей были приняты поэты Н. Доможаков, И. Котюшев и кан­ дидатами в члены Союза — Костяков и И. Кычаков (русский). К 20-летию Хакасской автономной об­ ласти вышел в свет юбилейный номер «Огни Хакассии» (на русском и хакас­ ском языках). В сборник были включе­ ны произведения русских и хакасских писателей: стихотворения, рассказы, по­ вести, очерки и драматические произве­ дения. Тематика произведений разнооб­ разна. Но главным образом в стихах, рассказах и очерках говорится о боль­ ших достижениях в области, о ленин­ ско-сталинской национальной политике, о дружбе народов, о великих стройках. Молодые авторы Г. Топанов и Л. Черен- цов в пьесе «В степи» показали жизнь современного колхозного улуса. Бывшие полукочевники-хакасы, на основе агроно­ мической науки и практики станции оро­ шаемого земледелия, добиваются получе ния рекордных урожаев зерновых куль­ тур. Главные герои пьесы — агроном Адабас, инженер-мелиоратор Олька, бри­ гадир полеводческой бригады 'Горка, трактористка Майра — являются пред­ ставителями новой Хакассии. Двадцать лет тому назад таких специалистов в Ха­ кассии не было. Орошение тогда произ­ водилось примитивным способом, теперь же в распоряжении колхозников мощная техника, ирригационные сооружения, новые методы орошения. Но пьеса стра­ дает существенными недостатками: в ней

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2