Сибирские огни, 1954, № 3

варищ Кубрин, не просто побалагурить пришёл, а вроде как для заключения пе­ ремирия». На что Кубрин ответил: — Что ты? — и невольно насторожил­ ся. — Да разве мы с ТО 160 Й воевали? Кубрин и мысли не допускает о «вой­ не». А отсутствие в повести этой «войны» как раз и обескровило, произве­ дение. Да, ещё до сентябрьского Пленума ЦК КПСС Б. Петров поднял ряд набо­ левших вопросов колхозного хозяйства, он увидел, в частности, что МТС в то время не была по-настоящему заинтере­ сована в повышении урожая в колхозах, она не несла фактически никакой ответ­ ственности за колхозное производство в целом. Да, в повести есть привлекатель­ ные, живо написанные сцены, удачно на­ мечены отдельные характеры. Но про­ стое описание явлений и событий вместо изображения их, вместо глубокого про­ никновения в характеры людей помешало Б. Петрову создать смелое и свежее про­ изведение. Заострение образа, прямое преувели­ чение — одно из важнейших средств вы­ ражения сущности жизненных явлений. Писатели-классики широко пользовались этим средством при создании подлинно типических характеров. «В словесном искусстве,— писал М. Горький,— пра­ во преувеличения выражается как типи­ зация». Однако нередко наблюдается, что пи­ сатель пользуется этим правом при обри­ совке лишь отрицательных персонажей. Между тем заострение — это не только гиперболизация, это и выделение, и от­ бор, и подчёркивание самого значитель­ ного в характере того или иного челове­ ка. Подавляющее большинство героев по­ вести Б. Петрова безусловно положитель­ ные. Произвести же отбор самого суще­ ственного в них автор не сумел, и в ре­ зультате появилось в повести немало вя­ лых, необязательных сцен и картин. В первой части узнаём, что инструктор райкома Кубрин получил предложение поехать в МТС замполитом. У него толь­ ко что умерла жена, и такая перемена места ему необходима. Во второй — он сообщил об этом своей семье — тёще и маленькой дочурке. В третьей — едет в деревню. В четвёртой — осматривает МТС, в пятой — принимает дела, в ше­ стой — знакомится с главным инженером МТС и её главным агрономом... Что же сохранилось в памяти у нас об этом цент­ ральном герое? Только одно: Кубрин в меру хороший человек. Ни одной какой- либо индивидуальной, выделяющей Куб- рина детали в этих главах нет. Как нет в них и того, что обычно называется «за­ вязкой», основного, движущего повесть конфликта. К сожалению, такой же описательно- стью страдают и некоторые главы рома­ на П. Воронина «В дальней стороне». Вместо изображения душевных движе­ ний своих героев, автор сбивается на их комментарий в довольно стандартных выражениях: «О н а... тут же п о н я л а , что запертая дверь — плохая защита для оскорблённого чувства». «Он а п о ­ н и м а л а , что скрыть — это значит на­ долго лишить себя покоя». «Увидев му­ жа, о н а п о н я л а — знает!» «Надя не сразу п о н я л а , что произошло, а по­ н яв , расстроилась», «...п о н я л а, что случилось, должно быть, несчастье» (стр. 194—195). Или: «Он п о н я л , что ошибся...» «Добавила, точно п о н я в мысли ’Доброва...» «...и он п о н я л , что...» «тётя Паша п о н я л а , как...» (стр. 295—296). И так не один десяток раз разъясняется, что понял, решил или узнал тот или иной герой. Однообразие стилистических и языковых средств не позволило полностью раскрыть духовный мир действующих лиц романа. Приведённые примеры из произведе­ ний Н. Карнеевой, В. Мастеренко, П. Во­ ронина и других авторов свидетельству­ ют, что необходимо заострённое изобра­ жение положительных героев, что без та­ кого средства типизации характеров не­ возможно убедительно и ярко показать жизнь советского общества во всём её многообразии, показать величие и красо­ ту советского человека. Разумеется, всё это не может исчер­ пать взятую тему. Нам лишь хотелось на конкретных примерах показать, что пи­ сатель, решая проблему типического, обязан решать её в комплексе основных проблем — высокой идейности, партий­ ности, художественного мастерства. Мы убедились, какое громадное зна­ чение имеет для создания подлинно ти­ пических характеров идейная зрелость произведения в целом, его идейная на­ правленность. Мы убедились, что невоз­ можно обнаружить в герое художествен­ ного произведения главное, существен­ ное, если одновременно не изобразить типических обстоятельств, в которых он действует. Наконец, мы убедились, что наиболее полно и заострённо характер героя раскрывается в процессе его дви­ жения, развития, в процессе борьбы, в процессе преодоления сложных жизнен­ ных противоречий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2