Сибирские огни, 1954, № 3
варищ Кубрин, не просто побалагурить пришёл, а вроде как для заключения пе ремирия». На что Кубрин ответил: — Что ты? — и невольно насторожил ся. — Да разве мы с ТО 160 Й воевали? Кубрин и мысли не допускает о «вой не». А отсутствие в повести этой «войны» как раз и обескровило, произве дение. Да, ещё до сентябрьского Пленума ЦК КПСС Б. Петров поднял ряд набо левших вопросов колхозного хозяйства, он увидел, в частности, что МТС в то время не была по-настоящему заинтере сована в повышении урожая в колхозах, она не несла фактически никакой ответ ственности за колхозное производство в целом. Да, в повести есть привлекатель ные, живо написанные сцены, удачно на мечены отдельные характеры. Но про стое описание явлений и событий вместо изображения их, вместо глубокого про никновения в характеры людей помешало Б. Петрову создать смелое и свежее про изведение. Заострение образа, прямое преувели чение — одно из важнейших средств вы ражения сущности жизненных явлений. Писатели-классики широко пользовались этим средством при создании подлинно типических характеров. «В словесном искусстве,— писал М. Горький,— пра во преувеличения выражается как типи зация». Однако нередко наблюдается, что пи сатель пользуется этим правом при обри совке лишь отрицательных персонажей. Между тем заострение — это не только гиперболизация, это и выделение, и от бор, и подчёркивание самого значитель ного в характере того или иного челове ка. Подавляющее большинство героев по вести Б. Петрова безусловно положитель ные. Произвести же отбор самого суще ственного в них автор не сумел, и в ре зультате появилось в повести немало вя лых, необязательных сцен и картин. В первой части узнаём, что инструктор райкома Кубрин получил предложение поехать в МТС замполитом. У него толь ко что умерла жена, и такая перемена места ему необходима. Во второй — он сообщил об этом своей семье — тёще и маленькой дочурке. В третьей — едет в деревню. В четвёртой — осматривает МТС, в пятой — принимает дела, в ше стой — знакомится с главным инженером МТС и её главным агрономом... Что же сохранилось в памяти у нас об этом цент ральном герое? Только одно: Кубрин в меру хороший человек. Ни одной какой- либо индивидуальной, выделяющей Куб- рина детали в этих главах нет. Как нет в них и того, что обычно называется «за вязкой», основного, движущего повесть конфликта. К сожалению, такой же описательно- стью страдают и некоторые главы рома на П. Воронина «В дальней стороне». Вместо изображения душевных движе ний своих героев, автор сбивается на их комментарий в довольно стандартных выражениях: «О н а... тут же п о н я л а , что запертая дверь — плохая защита для оскорблённого чувства». «Он а п о н и м а л а , что скрыть — это значит на долго лишить себя покоя». «Увидев му жа, о н а п о н я л а — знает!» «Надя не сразу п о н я л а , что произошло, а по н яв , расстроилась», «...п о н я л а, что случилось, должно быть, несчастье» (стр. 194—195). Или: «Он п о н я л , что ошибся...» «Добавила, точно п о н я в мысли ’Доброва...» «...и он п о н я л , что...» «тётя Паша п о н я л а , как...» (стр. 295—296). И так не один десяток раз разъясняется, что понял, решил или узнал тот или иной герой. Однообразие стилистических и языковых средств не позволило полностью раскрыть духовный мир действующих лиц романа. Приведённые примеры из произведе ний Н. Карнеевой, В. Мастеренко, П. Во ронина и других авторов свидетельству ют, что необходимо заострённое изобра жение положительных героев, что без та кого средства типизации характеров не возможно убедительно и ярко показать жизнь советского общества во всём её многообразии, показать величие и красо ту советского человека. Разумеется, всё это не может исчер пать взятую тему. Нам лишь хотелось на конкретных примерах показать, что пи сатель, решая проблему типического, обязан решать её в комплексе основных проблем — высокой идейности, партий ности, художественного мастерства. Мы убедились, какое громадное зна чение имеет для создания подлинно ти пических характеров идейная зрелость произведения в целом, его идейная на правленность. Мы убедились, что невоз можно обнаружить в герое художествен ного произведения главное, существен ное, если одновременно не изобразить типических обстоятельств, в которых он действует. Наконец, мы убедились, что наиболее полно и заострённо характер героя раскрывается в процессе его дви жения, развития, в процессе борьбы, в процессе преодоления сложных жизнен ных противоречий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2