Сибирские огни, 1954, № 3

новича, В. Мастеренко напомнил, кто ещё может жить и живёт рядом с нами, как дорого стоит обществу безразличие к подобным людям. И Студенцов и Нико­ лай Касьянович руководствуются в своём поведении личными корыстными целями, имеют два лица — одно, добропорядоч­ ное — для общества, другое — своё, карьеристское или стяжательское, оба действуют с величайшей осторожностью, продуманно, тонко'. Их истинное лицо не так просто распознать — и это верно'. Только В. Мастеренко не нашёл нужных средств для показа всей трудности борь­ бы с ними, ослабил тем самым остроту столкновений непримиримых в нашем об­ ществе явлений. Оттого, что автор пока­ зал их в какой-то мере со стороны, разоблачаемых более силою вещей, чем усилиями человека, он не вскрыл всей глубины политического содержания борь­ бы с подобного рода лкздьми. И это' су­ щественный недостаток повести. Чтобы полнее и ярче раскрыть характеры, необ­ ходимо поставить их в условиях борьбы, столкновений, сшибок. М. Горький писал: «Если только имеются твёрдо очерчен­ ные характеры — столкновение их неиз­ бежно» . Большой рассказ Юрия Сальникова — «Экзамен Гали Перфильевой» интере­ сен и поучителен тем, что в нём проис­ ходит «¿шибка» характеров, а следова­ тельно различных восприятий действи­ тельности, столкновение мировоззрений. Бой был неравен и шёл он за душу че­ ловека. В нём-то и проявились основные характеры действующих лиц рассказа. Старуха Захаровна вся живёт в про­ шлом. Мир её представлений ограничен своим хозяйством, своей семьёй, своей копейкой. Но давно уже нарушилось её «не богатое и не бедное» хозяйство, от­ ступилась от неё семья, стали ускользать из рук и вещи и деньги... И родилась чёр­ ная злоба на людей, Появилось на свет вредоносное человеконенавистничество. — Люди друг дружке всегда враги,— поучает она Галю Перфильеву.— Ты вот книжки разные читаешь, в книжках кра­ сиво расписано, а я по жизни сужу, по жизни... Вот и вникай. На отца ты в оби­ де, бросил тебя... А сколько сама его бросала? У товарок отсиживалась, а он один в тоске-одиночестве за стеной тер­ зался... Теперь ты терзаешься, зато отец свою радость налаживает. И кругом так: каждый в жизни за себя одного старает­ ся, сам себе поприще делает... Свет за- видлив, свет обидлив, всяк чужой век за­ едает... Старуха наблюдательна, сметлива, ум­ на. Властно произнесённые доводы её звучат убедительно и неотразимо. Де­ вочка только чувствует, что старуха не права, но пока не может делом, действи­ ем опровергнуть её мрачную философию. И в том, как она сопротивлялась, искала выхода, обнаружились и слабые и силь­ ные стороны её только формирующегося характера. Читатель словно присутство­ вал при рождении человека с новыми ка­ чествами, человека чуткого и доверчиво­ го, ещё слабого и хрупкого, но здорового, решительно, по-своему сопротивляющего­ ся старому и готового, как цветок, рас­ крыться в полную меру навстречу солн­ цу, радости, счастью. В трудную минуту жизни держала Галя Перфильева экза­ мен на стойкость, на верность тем идеям, чувствам, которые порождены нашим об­ ществом и усвоены ею в советской шко­ ле. А вместе с нею держали экзамен и её товарищи, и отец, и школа. Так обнаруживается значительная идея произведения, постигаемая читателем через индивидуальность, через ха­ рактеры, через изображение судьбы человека! И мы ещё раз убеждаемся, что в художественном произведении для все­ стороннего, действительно яркого рас­ крытия характера необходим конфликт и что вне его не может быть создан типический характер. Достоинство рас­ сказа Ю. Сальникова и романа П. Воро­ нина прежде всего в том, что в них писа­ тели показали острые жизненные столк­ новения различных характеров. Когда же в произведении борьба, столкновение, конфликт отсутствуют, писатель невольно' сбивается на описание событий отнюдь необязательных. Так, в повести «Светлый край»- Б. Петрова нет какого-либо единого дей­ ствия, основанного на борьбе мнений, столкновении характеров. В повести за­ вязываются отдельные маленькие узелки, возникают недоразумения, совершаются ошибки, которые часто тут же и развя­ зываются, выясняются, исправляются. Тракториста Семёна Лапина высмеяли в журнале — он обиделся, напился, нагру­ бил; с ним поговорили — и он исправил­ ся. Директор МТС Бурлаков оторвался от колхозов, от их запросов и нужд, на­ чал администрировать — «хочу дам ма­ шины, хочу — нет»; покритиковали его— он понял: так поступать нельзя. Главный агроном Казюра, формалист и бюро­ крат, решил покляузничать — его отчи­ тали и посоветовали: «на новое место приходите новым человеком». Вот и все наиболее значительные результаты наме­ тившихся было столкновений. Положи­ тельные герои не встречают на своём пу­ ти серьёзных препятствий, не имеют воз­ можности проявить свои замечательные' качества в действии. Когда замполит Кубрин обнаружил, что «вся деятельность директора направ­ лена на решение текущих задач» и «бу­ дущее его не занимало и не тревожило» и что, наконец, «МТС, в его представле­ нии, была лишь обязана давать машины колхозам, в целом же колхозное произ­ водство его не касалось», то за этим, к сожалению, ничего не последовало'. Бук- вально на другой день (и на другой же странице) Бурлаков устыдился и пришёл к Кубрину мириться: «я ведь к тебе, то-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2