Сибирские огни, 1954, № 3
Они не сваливаются с неба, не являются врождёнными, они воспитываются совет- ! ским ^обществом, коллективом советских ! людей, в семье, на производстве. Коллектив стал постоянным предметом изображения в советской литературе. Ри- суя^советских людей, писатель не может обойти то главное, что органично входит в их повседневную жизнь,— организован ную партией всеобщую борьбу людей за осуществление грандиозного строитель ства коммунистического общества. Он не может не показать, что народ—движущая сила истории. В таких выдающихся произ ведениях советской литературы, как «Же лезный поток», «Разгром», «Поднятая целина», «Далеко от Москвы» и других, главный герой—коллектив. Всем извест но, что в этих произведениях действует не какая-то безликая масса, а выделены и ярко обрисованы отдельные люди, выпол няющие в коллективе ту или иную роль. Коллектив мы ощущаем в романе не только тогда, когда автор рисует массо вую сцену, когда он показывает непо средственное воздействие массы людей на отдельного человека. Мы видим его силу и в отдельном человеке, если он проникся высоким сознанием необходи мости объединения, слаженности дей ствий, дисциплины, и требовал бы этого не только от себя, но и от других. Фаде ев, Шолохов, Серафимович, Джаев стре мились раскрыть, как растёт и крепнет коллектив. Например, в романе Ажаева Батманов и Залкинд считали своей глав ной задачей создание коллектива, способ ного построить нефтепровод в кратчай ший срок. После большой и трудной работы, про деланной строителями, Батманов говорит: «В чём главное наше сегодняшнее дости жение? Оно не в том, что мы за день сде лали дорогу на остров, привели в поря док автомашину, дотянули провод до про лива. Главное в том, что мы с вами убе дились 'сегодня: когда ясна цель, когда мы правильно организованы и единодуш ны — для нас нет невыполнимых задач, не зря сказано: «нет предела силе чело вечьей, если эта сила — коллектив». Сложный и трудный процесс создания дружного1, единого в своих стремлениях советского коллектива — таков сюжет ный стержень романа Ажаева. Тот или иной образ раскрывается автором в той мере, в какой необходим он для харак теристики всего коллектива. Но писатель может поставить и другую цель: пока зать, как под воздействием коллектива растёт и крепнет личность, выковывается характер. Это сделал Б. Полевой в «По вести о настоящем человеке». На Алек сея Мересьева воздействуют представи тели различных коллективов советского общества. Примерно то же самое происходит с героем повести В. Мастеренко. Михалыч, Осокин, Ковалёв, Рубин, наконец, и ре дактор — это редакция газеты, это люди,1 11. «Сибирские огни» № 3. которые работают с Виктором Тихоно вым, помогают ему овладеть профессией, учат его. И они имеют на это право, так как каждый из них не новичок в газетном деле, это старшие опытные товарищи Виктора, члены редакционного коллекти ва. Никитин, Бахарев, Сергей — рабочие, характером своей коллективной работы, требующей веры в человека, организо ванности и дисциплины, постоянно напо минают Виктору: «...самое страшное—не верить в людей... сам себя оставляешь один, а одному ничего нельзя». Бородин, Ольга Николаевна, Куренок и колхозные комсомольцы — это люди, пример кото рых позволил Виктору по-новому взгля нуть на себя, оценить свою жизнь, своё дело, место своё в общем строю. Созна ние Виктора, его характер формируются под воздействием старших товарищей, с которыми он живёт и работает, — Миха лыча и Осокина, Ольги Николаевны и Куренка, Ковалёва и Бородина. Образы этих людей живы и оригинальны, и вли яют они на Виктора не только тогда, ког да прямо говорят ему, как следует посту пить (риторически, декларативно), но прежде всего своим личным примером преданного, самоотверженного служения делу, которое они выполняют в интере сах советского народа. В этом и заклю чается суть идейной жизни любого кол лектива в нашей стране. И сколько бы раз ни излагал герой свои взгляды по различным вопросам на страницах произ ведения, если мы не видим его дел, не представляем себе, во имя чего они со вершаются, мы не поймём сути идейной жизни общества, коллектива, представи телем которого является этот герой. Ес ли В. Мастеренко в какой-то мере успел в этом, то он на верном пути к широким обобщениям. Доказательством этого слу жит обаятельный образ Куренка и об раз Николая Касьяновича, стяжателя, спекулянта, вора. Но иногда В. Мастеренко оказывается на поводу у тех критиков, которые жаж дут, чтобы им обязательно что-то разъ ясняли, выделили и подчеркнули смысл найденной и воспроизведённой сцены, и писатель время от времени срывается на декларацию, нажимает на «этапы» роста своего героя, хотя таковых у него пока ещё нет, выдаёт «аттестат зрелости» Виктору, хотя он ещё далеко не созрел, а главное, всё ещё обходит некоторые ост рые углы развернувшейся идейной борь бы героя с такими, как Студенцов. Этот талантливый изворотливый карьерист ра зоблачён как-то очень уж просто, почти само собой. Писатель обнаружил извест ную долю робости в раскрытии всей глу бины намеченного жизненного конфликта, в раскрытии всей сложности, трудности борьбы с такими людьми, с их взгляда ми и делами. Это и сделало образ Тихо нова менее значительным, менее выпук лым, чем он мог бы быть. Создавая ха рактеры Студенцова и Николая Касья
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2