Сибирские огни, 1954, № 3
которая его породила. Это, по выраже нию Горького, «интеллигент средней стоимости», средних интеллектуальных способностей, лишённый каких-нибудь ярких качеств». Но, отбирая и сохраняя всё индивидуальное, пустое и мелкое в образе Самгина, Горький подчёркивает его значительность как силы, направлен ной на идейное разоружение и порабо щение трудящихся масс. Следовательно, типический характер не обязательно большой и крупный ха рактер. М. Горький даже писал: «Брать надо мелкое, но характерное, и сделать большое и типическое — вот задача ли тературы». В соответствии со своим за мыслом художник отбирает те качества характера и выпукло их рисует, которые выражают богатство и сложность жизни в её спокойном будничном течении. Важ но, чтобы образ выражал существенные явления жизни общества. Художник впра ве изобразить в своём произведении лю дей обыкновенных, неярких, делающих своё дело в меру своих скромных сил. Они искренни и чисты, они ищут и рас тут, они борются и побеждают, словом, они отражают существо происходящих в обществе процессов. И если писателю откажут в возможности типизировать та ких людей на том основании, что «типи ческий характер — сильный, большой характер»,—- и только, не приведёт ли это к тому, что некоторые явления жиз ни выпадут из поля зрения писателя? В конечном счёте, не важно, крупный или мелкий данный характер, важно, что он выражает и выражает ли он что-нибудь в соответствующих обстоятельствах. Ти пизация исключительного, редкого, ново го не исключает типизации массового, распространённого, выражающего сущ ность явления. Справедливо осуждается средне-статистический подход писателя к раскрытию действительности (такой ме тод не может дать ключ к пониманию, к выявлению сущности события, факта, характера), а не типизация массового. Некоторые критики хотели, например, чтобы герой повести В. Мастеренко «Три года» — молодой начинающий кор респондент Виктор Тихонов — обязатель но стоял в центре, в «гуще событий», происходящих в то время на идеологиче ском фронте, чтобы эти события непо средственно и незамедлительно повлияли бы на него и произвели бы что называет ся «переворот», «коренные изменения», в его мировоззрении, в его психике и т. п. Вероятно-, тогда они сказали бы, что автор раскрывает «идейную сущность происходящего, а не скользит по поверх ности». Но Тихонов не стоит в гуще со бытий, более того, после опубликования постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Звезда» и «Ленинград» ещё недоумева ет, «почему оно опубликовано именно в эти дни, когда страна борется за хлеб, за урожай». Жизнь сложнее готовых схем. Ясно, что не каждый понимал органиче скую связь жизни, её большие и малые дела, с литературой, с искусством. Не редко, чтобы понять эту связь, необходи мо было, как Виктору Тихонову, стол кнуться с подлинными фактами жизни, позволившими ощутить непосредственно эту связь. Виктор увидел деда Куренка, узнал, во имя чего он жил, с какими чув ствами и мыслями умер, он пережил го речь ответственности за проступок трак ториста Павла, он увидел и почувствовал, как правильно и глубоко решают личные и общественные вопросы, как по-советски сочетают их мать Павла и Катерина, лю бимая Павла,— и только тогда начал по нимать истинную связь жизни с Поста новлением ЦК партии. И когда мы чи таем в конце второй части слова Викто ра: «И разве об одной только 1 литературе шла речь в постановлении? Партия под нимала людей на борьбу с пережитками старого всюду. Когда Ольга Ивановна, отстранив родственные чувства, беспо щадно осуждала сына на комсомольском собрании, она думала о том же»,— то это был закономерный вывод Виктора из только что пережитого. И если молодой писатель, изображая советскую деревню, неверно, неточно передал некоторые фак ты, связанные с техникой сельского про изводства,— и это очень досадно, писа тель обязан знать то, о чём он пишет,— всё-таки душу человека в известных жиз ненных обстоятельствах он передал вер но в такой степени, что невольно вызы вает к своим героям живейший интерес читателя. Простым фотографированием действительности этого не достигнешь: необходим был отбор значительного, действенного, впечатляющего. Виктор Тихонов — это тот самый нови чок в газетном деле, в литературе, кото рый ещё не раз придёт в газету, в ли тературу и будет искать, нащупывать, от крывать для себя то, что, может быть, уже известно другим, но для него ещё не составляет содержания профессии журналиста, писателя. И только в про цессе развития, в наших условиях, как правило, под воздействием коллектива, он найдёт себя, найдёт правильное реше ние многих вопросов, выдвинутых жизнью. Виктор — не крупный характер, не человек большой страсти и кипучей энергии, это обычный, рядовой, не ис ключительный человек, идущий путём становления характера, формирования мировоззрения, выработки профессио нальных качеств. Это — путь всегда сложный и своеобразный. В. Мастеренко не всегда удаётся показать этот путь с достаточной яркостью, но какие-то су щественные моменты характера совет ского молодого человека он сумел отра зить в своём произведении. Любовь к де лу, к своей профессии, к труду, сознание ответственности за свои слова и поступ ки, уважение к людям, честность, прин ципиальность, самокритичность — вот ка чества, вырабатывающиеся в Викторе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2