Сибирские огни, 1954, № 3
ной работы при любых условиях. Ду мать, искать, находить нужное реше ние — его истинное призвание и назна чение. Всё это можно легко доказать, об ратившись к тексту романа. Между тем, если сравнить Бурова со Скуратовым, то в Бурове без труда об наруживаются именно те черты, которые свойственны вообще так называемым идеальным —умным, смелым—руководи телям, и почти ни одной, какая бы харак теризовала только Бурова и никого боль ше. В самом начале романа сообщается, что характер у Бурова «решительный и твёрдый», т. е. такой, какой необходим для настоящего командира, затем это подкрепляется несколькими поступками, действиями героя и авторскими харак теристиками: «твёрдо решил», «твёр до сказал», «твёрдо встал». Буров это арифметическая сумма известных ка честв, присущих только отличным ра ботникам. Он не только решителен и твёрд, но ещё и энергичен, инициати вен, смел. Однако всё это лишь рас ширяет, а не углубляет наше перво начальное представление о нём, так как герой по существу статичен и одноцве тен. В начале романа узнаём, что в семье Бурова что-то неладно. А что предпри нять, как вернуть утраченное согласие, он не знает. Как же будет решать все эти вопросы Буров? Оказывается, что решать их совсем не надо: «Желая сдер жать взволнованные удары сердца, он прижал к груди партийный билет и лежа щую рядом с ним простую и такую зна чительную бумажку. Приказ партии: ехать!» В этой патетической фразе не только аттестация, позволяющая судить о неукоснительной дисциплинированно сти героя, это предрешение и, по суще ству, снятие тех жизненных вопросов, которые только что взволновали челове ка. И хотя его герой сдерживал волне ние, становится ясным: это — человек, для которого давно всё ясно, всё решено. Не случайно «слабовольная» Надя без него решает, ехать ли ей с ним или ос таться одной, не случайно она, самый близкий Бурову человек, без его участия находит своё место в жизни коллектива. Назревает конфликт между Буровым и Скуратовым. Здесь бы и проявиться каким-то индивидуальным качествам ге роя, в этом столкновении и показать бы рост его, как руководителя и как чело века. Но, словно предупреждая ход собы тий, П. Воронин пишет: «Любовь и глубокое уважение, кото рое питал Павел к Леониду Кириллови чу, заставляли его верить этим словам. Однако сознание подсказывало, что это го делать нельзя, что Скуратов неправ. А через несколько страниц ещё катего ричнее и проще: «Павел твёрдо верил в свою правоту». Снова автор уклонился от изображе ния процесса созревания важного, ре шающего судьбу человека, решения, а прямо перешёл к сообщению о его ре зультатах: «сознание подсказывало», хо тя «любовь и уважение заставляли ве рить». Снова перед вами «твёрдый и ре шительный» рационалист, который дей ствует не по повелению своего ума и сердца, а по указанию автора. Писатель не учёл, что широкий показ развития ха рактера — одно из самых действенных средств его индивидуализации. Резуль таты роста, развития могут быть одина ковы, пути же всегда различны и непов торимы, как различны и неповторимы условия, в которых живёт, воспитывает ся и трудится человек. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, как фор мировались характеры Павла Корчагина или, допустим, Кирилла Извекова. За мечательно, что большинство романов и повестей М. Горького — это обязатель но история становления характеров глав ных героев произведения. Нельзя да и нет никакой необходи мости как-то унифицировать способы ти пизации. Они разнообразны, как разно образны замыслы писателей, свойства их таланта и особенности их жизненно го опыта. Многонациональная советская литература имеет в своём распоряжении исключительное богатство различных средств, при помощи которых она доби вается изображения типического харак тера. Тем не менее, среди этого разно образия мы можем обнаружить и нечто такое, что имеет для реалистического искусства всеобщее значение. Классическая литература дала нам множество примеров подлинно типическо го, достигнутого через тщательный от бор таких черт и свойств индивидуально го характера, таких конкретных фактов действительности, которые с наибольшей полнотой выражали общее, наиболее зна чительное, существенное, раскрывая сущность явления, характера, события. Именно в этом отборе существенного проявляется широта обобщения жизнен ных явлений. Индивидуализм в самом отвратитель ном его виде, мещанство буржуазной ин теллигенции обобщено Горьким в образе Клима Самгина. Великий писатель ото брал такие реальные факты из биогра фий российских интеллигентов, которые, казалось бы, не очень выделяют Клима Самгина из общей массы буржуазной ин теллигенции того времени, но именно этим и вскрывает свойственную им опу стошённость, безликость, серость, под чёркивает неизбежность их полного бан кротства в общественной жизни. Иногда утверждают, что типический характер — это большой, сильный ха рактер. Во многих случаях это, может быть, и так. Но это не исчерпывает поня тия — «типический характер». Типич ность характера Самгина не в том, что он сам по себе большой и яркий характер, а в том, что он, наоборот, мелок, неярок, обыденен, как и та социальная среда,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2