Сибирские огни, 1954, № 3
определить его политическую направлен ность. Но бывает и другое, на первый взгляд, противоположное. В произведении, ка залось бы, всё есть, всё правильно, а ощущения достоверности, правды всё- таки нет. Беда авторов таких произведе ний в том, что их герои, особенно поло жительные, произносят правильные и нужные по ходу действия слова, но в них нет ничего индивидуального, характер ного'. Герой бесцветен, безлик, стандар тен. В повести А. Чуксина «Однополча не» таких героев много. И если убрать пояснения автора, кто и что сказал, раз личить героев будет невозможно. Живая, эмоционально насыщенная речь героев подменена сухим, шаблонным языком. Показывая фотографию штурману, Ко лосков сказал: «— Теперь вот, может быть, и не уви димся. Пряхин укоризненно покачал головой. — Нет, командир, наши лётчики о смерти не думают. Шить будем и на свадьбе твоей погуляем. — Но зачем тогда отступаем? Сила же у нас есть, пусть прикажут, пойдём на врага. Нужно будет, погибнем, но дальше не пропустим! — Правильно, Яша! Вот дойдём до Смоленска, а там наверняка фашистам приготовили такое... Побежит обратно... — Только вперёд — вот о чём я меч таю все эти дни, — горячо ответил Ко лосков». Здесь всё правильно, и в то же время это кажется придуманным, так как- ни один из героев не произнёс фразу по- своему, автор стремится наделить героя определённым строем мысли, забывая, что он ещё и человек с только ему свой ственным психическим складом. Или ещё: «Немного помолчав, Яков докончил свою мысль: — Хорошие качества человека не должны меняться от обстановки. В труде и бою легко познать человека, раскрыть его настоящее лицо». «Немецкие фашисты заходят в молча ливые сёла Белоруссии. Их никто не встречает хлебом и солью, как этого жда ли они,— говорили колхозники. — Тогда враг злобствует, огнём уничтожает всё живое и спешит дальше на восток». Ни живой речи Якова, ни живой ре чи колхозников нет, это обыкновенные статейные фразы, не могущие расшеве лить наше воображение, не позволяющие представить написанное как картину, как образ. Писатель не имеет права забывать об органическом единстве формы и содер жания; писатель не может забывать, что типическое конкретно, что только через индивидуальное в образе выражается сущность определённых социальных яв лений. Художественный тип — это прежде всего индивидуальный характер в его единстве с тем общим, что составляет истинную душу определённой группы людей в том или ином обществе. Без ха рактера нет полноценного художествен ного образа. Удача одного из центральных героев, романа П. Воронина «В дальней сторо не» — Скуратова заключается в том, что образ этот самобытен, индивидуален. Скуратов умён, честен, энергичен. У не го богатый опыт, он по-своему проницате лен и по-своему чуток и сердечен. В то же время он один из тех руководителей, которые тормозят порученное им дело. Скуратов — начальник лесоучастка, но он не верит людям, с которыми рабо тает, оторвался от них, не знает их нужд и запросов, действует чаще окриком и приказом. Он давно забросил книги, пе рестал учиться, и поэтому не умеет до- дна использовать имеющуюся на участ ке богатую технику. Скуратов живёт только сегодняшним днём, как огня бо ится нововведений и план выполняет по старинке — штурмовщиной. «Тише едешь — дальше будешь», «Поверх го ловы не подскочишь» — любимые его поговорки. Когда же рабочие без его ве дома решили во что бы то ни стало пе ревыполнить план за счёт использования внутренних резервов, Скуратов возму тился: — Нет, это чёрт знает на что по хоже!.. Ну мыслимое ли дело! Тяп-ляп— решили. Хоть режьте, а я не могу согла ситься, будто мы можем обойтись сво ей слабосильной командой. Авось да не бось — плохая подмога. — Вы не горячитесь, — возражали ему. — Вы трезво на вещи глядите. Ра бочие твёрдо убеждены, что участок име ет значительные резервы, и они вам по могут их найти. — Мало у нас людей, — продолжал настаивать Скуратов. — И этого не вос полнить ничем. Непосильное, как ни на дувайся, не поднять. Вы ещё не знаете наших условий. Нам план и тот с кровью даётся. Я это честно говорю. Разве не мог бы я сказать, что хорошо, мол, сде лаем? На моё слово надеялись, а я за валил бы. Ложь стоит до улики. Со врёшь — не помрёшь, да вперёд не по верят. Ведь так? Раз солгал — навеки лгуном стал. Не можем мы выше головы прыгнуть... Так многословием он маскировал свою боязнь нового, отсталость, трусость. Пи сатель пошёл на заострение именно этих качеств его характера, многосторонне по казал своего героя в различных обстоя тельствах его деятельности и тем самым создал вполне определённый тип руково- дителя-предейыцика. Другой центральный образ романа — Павел Буров. Он руководитель иного ти па. Он задуман как антипод Скуратова. Он знает силу коллектива, силу творче ской инициативы советских рабочих. Он убеждён, что обязанность руководителя заключается в том, чтобы сплотить кол лектив, создать условия для бесперебой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2