Сибирские огни, 1954, № 3
;укрывая посевную площадь: «мои кол хознички с хлебом по горло и на само- гоночку хватит»: ему не нужна в кол хозе свиноферма, лишней он объявляет школу: «наши дети и дома посидят», на собрании явно издевается над беднячкой Натальей Ельцовой: «своего-то сальца поесть не довелось, пусть хоть колхозно го опробует», а затем пьяненький доволь но беззастенчиво предлагает комсомоль цу Суханову взятку за подпись под фик тивным актом. Но главное заключается в том, что никто, решительно никто — ни учитель Сергей Суханов, ни председатель колхоза «Новый путь» (он же секретарь партийной ячейки на селе), ни секретарь райкома партии Калитов — не дали ему отпора, не увидели в нём матёрого вра га колхозного строя. Вынужденный при знать, что Хорошанов — кулацкий став ленник, Калитов говорит только о необ ходимости снять Хорошанова с поста председателя колхоза, а не разоблачает его в глазах колхозников, как срывщика хлебозаготовок, спекулянта и врага кол хозного строя. Хорошанов остался без наказанным. Ясно, что кулак, выступав ший «тихой сапой», сознательно пытав шийся дискредитировать идею колхоза, действовал в то время более тонко и осмотрительно, чем изображённый в ро мане простачок Хорошанов. Ясно', что Калитову не стоило бы .особого труда разоблачить такого кулака, если бы не •был он так благодушен и беспечен. Автор сглаживает остроту конфликта, •столкновения двух борющихся социаль ных сил и тем самым снижает, обедняет •образы своих положительных героев Су ханова и Калитова. Все знают, какую огромную роль сы грали в деревне посланцы партии — два дцатипятитысячники. В книге есть образ ленинградского рабочего коммуниста Го лубцова, посланного в деревню Елшан- ку. НО' по существу о Голубцове извест но только то, что он приехал, деятель ность его никак не поназана. Какое зна чение имел его приезд, на этот вопрос в романе ответа нет. Председатель кол хоза, он же секретарь партийной ячей ки, Василий Славин не рисуется как ор ганизатор и руководитель колхозного крестьянства, а наиболее рельефно высту пает в незавидной роли «разрушителя» •своей семьи на том-де основании, что жена его — женщина отсталая, некуль турная. И на кого же он её «меняет»? На пустую, вздорную мещанку, подкулачни цу и спекулянтку Малуху. Она его спаи вает, выпрашивает колхозного поросён ка, затем женит на себе, ц, он кричит: «Меланья! Я для тебя — всё! Бери, не жалко!» Резонёрствующий, близорукий Кали тов, безликий, бездействующий Голуб цов, запутавшийся Славин — вот кем представлена в романе партия. Н. Кар- неева не разобралась в существе проис ходивших в то время событий, не сумела показать руководящую роль Коммуни- II,’ ‘ ' Л стической партии в социалистическом преобразовании деревни. Наиболее полно дано Н. Карнеевой главное действующее лицо произведения учитель комсомолец Сергей Суханов. Он честный, прямой, ненавидит формализм во всех его проявлениях. Сергей стрег мится в совершенстве овладеть мастер ством учителя-воспитателя, искренно 1 от даёт всего себя этому большому и важ ному делу. Он ищет, нередко ошибается, что-то находит, обогащается, растёт. Трудно приходится на первых порах мо лодому учителю в глухой сибирской де ревушке. Зданйе школы запущено и за хламлено, школьного'имущества и учеб ного оборудования нет. Прежний учитель сбежал, не выдержав «деревенской ску ки». Суханову предстояло заново нала дить работу в школе, организовать лик видацию неграмотности среди взрослого населения, стать активным пропаганди стам на селе. Автор отмечает этапы его роста. Но этапы эти мелкие, незначи тельные: сегодня он провёл урок лучше, чем вчера, добился получения оконного стекла, уличил Малинину в недобросо вестности и равнодушии. Однако корен ные вопросы педагогической практики того времени не подняты Н. Карнеёвой, как они этого заслуживают. Писательни ца не поднялась до разоблачения вред ной педологической практики, не вскры ла сути извращений в области политех низации, не показала порочности так на зываемого 1 комплексного метода. Правда, в романе есть несколько осуждающих пе дологию замечаний опытной учительни цы Добрыниной и заведующей районо Рудковской, но не эта борьба против извращений в советской педагогической науке составляет содержание их деятель ности, они борются с людьми, вообще да лёкими от всякой науки, — Малининой, Буяновым, людьми случайными в педа гогическом коллективе района. А ведь борьба за подлинно марксистскую, совет скую педагогическую науку была бы тем жизненным конфликтом, который позво лил бы автору создать правдивые обра зы учителей того времени, Следовательно, глубокое, правдивое воспроизведение жизни школы тридца тых годов, составляющее главное в со держании произведения, подменено опи санием несущественных деталей, част ных событий, лишённых обобщающей си лы. Обстоятельства, сопутствующие по ступкам героев, были нередко столь не типичны, что 1 возникал вопрос: «А когда же всё это происходило?». Закономерен вывод: идейная незре лость, политические просчёты мешают писателю создать типические характеры, воспроизвести правду жизни. И сколько бы правильных заявлений ни делал тот или иной герой, если мысли его не во шли в плоть и кровь всего повествования, они не могут выполнить той функции, ко торая на них возлагалась, они не рас крывают идей произведения, не могут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2