Сибирские огни, 1954, № 3

К р и т и к а и б и б Н. ЯНОВСКИЙ о т и п и ч е с к о м х а р а к т е р е Создание типических образов немыс­ лимо без правдивого отражения жизгй^ без глубокого' проникновения в сущносЖ событий и характеров. Чтобы правильно отразить жизнь народа, надо её знать; чтобы активно' защищать интересы наро­ да,. нужно познать закономерности раз­ вития общества, не плестись в хвосте со­ бытий, а вести за собой своего читате­ ля; чтобы быть понятным, интересным и необходимым обществу, следует неустан­ но совершенствовать своё мастерство ху­ дожника. Стремление правдиво воспроизвести действительность в её революционном развитии есть следствие объективных за­ конов, действующих в нашем обществе. Социалистическое общество, где забота о благе человека, о процветании всего народа является законом, не может по­ зволить какого-либо иного изображения жизни. Однако это не значит, что всякий советский человек, взявшийся за перо, уже невольно, так сказать, стихийно, бу­ дет выступать как представитель социа­ листического реализма. Нет, он ещё дол­ жен сознательно овладеть им. И процесс этот нередко чрезвычайно сложен и тер­ нист. Вся суть исторических решений Ком­ мунистической партии по вопросам ис­ кусства и литературы заключается в том, что в них со всей решительностью и по­ следовательностью отстаивалось правди­ вое, партийное изображение действитель­ ности и объявлялась нещадная борьба против извращений правды жизни. Все и всякие «теории» и «теорийки» о бес­ конфликтности, о типическом, как толь­ ко массовидном и распространённом, основаны по существу на игнорировании жизненной правды, на стремлении скрыть, замазать противоречия жизни и тем самым вольно или невольно поме­ шать развитию искусства, развитию об­ щества. Как правило!, писатели, оторвав­ шиеся от жизни, не понявшие закономер­ ности её развития, терпят поражение в своей художественной работе, создают фальшивые произведения. Замечательные очерки В. Гроссмана о Сталинграде, в которых он нарисовал ти­ пические образы советских людей, само­ отверженно защищающих Родину, позво­ ляли надеяться, что роман «За правое дело» явится интересной и нужной книгой о сталинградской эпопее. Но этого пока не- получилось, потому, прежде всего, что В. Гроссман не понял исторических со­ бытий, не изучил их с позиций писателя- реалиста советской эпохи. Гнилые фило­ софские измышления об извечности доб­ ра и зла, о постоянной двойственности человеческой натуры, о разделении лю­ дей на группы по национально-психоло­ гическим признакам, с исключением со­ циальных, и т. п. привели писателя к искажению нашей действительности. Идейная позиция автора не может не определять качества созданных им обра­ зов. В этом отношении характерен при­ мер с большим романом Н. Карнеевой- «Школа». В нём Н. Карнеева обнаружи­ ла себя как несомненный художник, уме­ ющий нередко ярко воспроизвести неко­ торые явления жизни, нарисовать обра­ зы отдельных людей, заинтересовать ими читателя. Писательница хорошо знает характер работы учителя в сельской шко­ ле, и поэтому ей удались некоторые страницы книги, рассказывающие о де­ тях и учителях. Особенно' обаятелен об­ раз девочки Кародинки. Она увлекает читателя своей непосредственностью, инициативой, умом. Характер школьни­ цы сложен, противоречив, неровен, но ростки нового отношения к коллективу, к общественным обязанностям, к труду проявляются в ней с особенной полнотой и ясностью. Интересно нарисованы Коля Ельцов, Зоя и.Лена Смольник. Однако автор не обнаружил понима­ ния всех описываемых в романе собы­ тий, знания существенных фактов жиз­ ни, и произведение оказалось неполно­ ценным. Жизнь школы изображается в важней­ ший период истории нашего народа — в первые годы после коллективизации. Ра­ зумеется, произведение не могло не от­ разить той острой борьбы с кулаком, ко­ торая развернулась в то время вокруг и внутри колхоза. Кулак действовал испод­ тишка, он хотел сорвать дело коллекти­ визации, развалить колхозы. Такой кулак выведен в романе И. Карнеевой, но по­ ступает он отнюдь не так, как поступал реальный кулак. Почти на каждом шагу Хорошанов, пробравшийся на пост пред­ седателя колхоза, разоблачает себя. Он открыто рассказывает учителю-комсо- мольцу, как он обманывает государство.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2