Сибирские огни, 1954, № 3
К р и т и к а и б и б Н. ЯНОВСКИЙ о т и п и ч е с к о м х а р а к т е р е Создание типических образов немыс лимо без правдивого отражения жизгй^ без глубокого' проникновения в сущносЖ событий и характеров. Чтобы правильно отразить жизнь народа, надо её знать; чтобы активно' защищать интересы наро да,. нужно познать закономерности раз вития общества, не плестись в хвосте со бытий, а вести за собой своего читате ля; чтобы быть понятным, интересным и необходимым обществу, следует неустан но совершенствовать своё мастерство ху дожника. Стремление правдиво воспроизвести действительность в её революционном развитии есть следствие объективных за конов, действующих в нашем обществе. Социалистическое общество, где забота о благе человека, о процветании всего народа является законом, не может по зволить какого-либо иного изображения жизни. Однако это не значит, что всякий советский человек, взявшийся за перо, уже невольно, так сказать, стихийно, бу дет выступать как представитель социа листического реализма. Нет, он ещё дол жен сознательно овладеть им. И процесс этот нередко чрезвычайно сложен и тер нист. Вся суть исторических решений Ком мунистической партии по вопросам ис кусства и литературы заключается в том, что в них со всей решительностью и по следовательностью отстаивалось правди вое, партийное изображение действитель ности и объявлялась нещадная борьба против извращений правды жизни. Все и всякие «теории» и «теорийки» о бес конфликтности, о типическом, как толь ко массовидном и распространённом, основаны по существу на игнорировании жизненной правды, на стремлении скрыть, замазать противоречия жизни и тем самым вольно или невольно поме шать развитию искусства, развитию об щества. Как правило!, писатели, оторвав шиеся от жизни, не понявшие закономер ности её развития, терпят поражение в своей художественной работе, создают фальшивые произведения. Замечательные очерки В. Гроссмана о Сталинграде, в которых он нарисовал ти пические образы советских людей, само отверженно защищающих Родину, позво ляли надеяться, что роман «За правое дело» явится интересной и нужной книгой о сталинградской эпопее. Но этого пока не- получилось, потому, прежде всего, что В. Гроссман не понял исторических со бытий, не изучил их с позиций писателя- реалиста советской эпохи. Гнилые фило софские измышления об извечности доб ра и зла, о постоянной двойственности человеческой натуры, о разделении лю дей на группы по национально-психоло гическим признакам, с исключением со циальных, и т. п. привели писателя к искажению нашей действительности. Идейная позиция автора не может не определять качества созданных им обра зов. В этом отношении характерен при мер с большим романом Н. Карнеевой- «Школа». В нём Н. Карнеева обнаружи ла себя как несомненный художник, уме ющий нередко ярко воспроизвести неко торые явления жизни, нарисовать обра зы отдельных людей, заинтересовать ими читателя. Писательница хорошо знает характер работы учителя в сельской шко ле, и поэтому ей удались некоторые страницы книги, рассказывающие о де тях и учителях. Особенно' обаятелен об раз девочки Кародинки. Она увлекает читателя своей непосредственностью, инициативой, умом. Характер школьни цы сложен, противоречив, неровен, но ростки нового отношения к коллективу, к общественным обязанностям, к труду проявляются в ней с особенной полнотой и ясностью. Интересно нарисованы Коля Ельцов, Зоя и.Лена Смольник. Однако автор не обнаружил понима ния всех описываемых в романе собы тий, знания существенных фактов жиз ни, и произведение оказалось неполно ценным. Жизнь школы изображается в важней ший период истории нашего народа — в первые годы после коллективизации. Ра зумеется, произведение не могло не от разить той острой борьбы с кулаком, ко торая развернулась в то время вокруг и внутри колхоза. Кулак действовал испод тишка, он хотел сорвать дело коллекти визации, развалить колхозы. Такой кулак выведен в романе И. Карнеевой, но по ступает он отнюдь не так, как поступал реальный кулак. Почти на каждом шагу Хорошанов, пробравшийся на пост пред седателя колхоза, разоблачает себя. Он открыто рассказывает учителю-комсо- мольцу, как он обманывает государство.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2