Сибирские огни, 1954, № 3
спать, спать. Смеясь, подмигивая и грозя зелёному пятну пальцами, Варька под крадывается к колыбели и наклоняется к ребёнку. Задушив его, она быстро ло жится на пол, смеётся от радости, что1 ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мёртвая». Этот рассказ, может быть, один из са мых страшных в мировой литературе, поражая'своей художественной силой и глубоким проникновением в психологию несчастного ребёнка, одного из миллион нов ему подобных, звучит, как грозное обвинение капиталистической системе, способной порождать такие явления. Не Варька убила ребёнка: и его, и душу Варьки убили «хозяева», те самые, ко торые мучили Варьку, кормили устрица ми голодного мальчика. Они же пороли своих собственных детей и растлевали их души. Они делали страшной жизнь всех людей — и больших и маленьких.' И внимательный читатель мог сделать вывод из этих «маленьких» рассказов Чехова, что так жить больше невоз можно. Через многочисленные, ярко очерчен ные образы детей, страдающих и физи чески и духовно, Чехов показывает мрачные стороны жизни дореволюцион ной России. Но не только мрачные стороны жизни изображает великий гуманист. Наряду с жестокими эксплуататорами, мелочными, с пустой душой обывателями разных рангов, от «высшей» интеллигенции до станового пристава, он показывает и живых людей, обладающих истинными человеческими чувствами. Замечателен в этом отношении рассказ «День за го родом». Содержание его совсем не ра достно. Герои рассказа — деревенский сапожник Терентий и двое детей ни щих — восьмилетний Данилка и его се* стра шестилетняя Фёкла. Беден Терен тий, бесприютны и голодны дети. Как будто беспросветна их жизнь. Но как ве лика взаимная любовь этих обездолен ных людей, как трогательна забота Те рентия о чужих для него детях, как глу боко понимает этот простой человек дет скую душу! Голодны дети, им холодно ночью в пустом сарае, но души их согре ты любовью Терентия. «Засыпают дети, Думая о беспризорном сапожнике. А ночью приходит к ним Терентий, кре стит их, кладёт им под головы хлеб. И такую любовь не видит никто. Видит ее разве одна только луна, которая плы вёт по небу и ласково, сквозь дырявую стену, заглядывает в заброшенный са рай». И кажется, что эти несчастные дети всё же счастливее тех, которых «воспиты вают» ремнём и розгой, которым лгут и учат их лгать, души которых развраща ют взрослые. В чём источник любви Те рентия? В том, что он человек честного труда. Рассказ озарён светом оптимисти ческого чувства веры в человека. Минула безвозвратно власть денег в нашей стране. Но ещё не мало родимых пятен прошлого отравляют и в наши дни жизнь взрослых и детей. Пережитки ка питализма владеют сознанием многих людей, и, может быть, они особенно ска зываются в области семейных отношений и, прежде всего', — в отношении к детям. Поэтому и сейчас вдумчивый педагог и родитель могут найти для себя немало поучительного1в рассказах Чехова. Чехов учит глубокому проникновению в душу ребёнка, пониманию её сложных и много образных запросов. В рассказе «Дома» мы находим особо ценные педагогические мысли. Семилетний сын прокурора Бы ковского курит — уже два раза курил. Что же делать? И вот оказывается, что логические доводы здесь не действуют: ребёнок просто не понимает, что куре ние может быть вредным, что нельзя брать папиросы отца. Он охотно даёт честное слово не курить, но совершенно; очевидно, что он даже не понимает смы сла этих слов. Тогда отец сочиняет сказ ку — сын старого короля курил, от это го умер, государство осталось без коро ля и погибло от врагов. И наивная сказ ка подействовала гораздо сильнее, чем доводы от гигиены и уголовного права. Почему? «У него своё течение мыслей!— думал прокурор. — У него в голове свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его внима нием и сознанием, недостаточно подтасо вываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер». Неко торым из наших современных педагогов и родителей такое понимание детской психологии не всегда ещё свойственно.. Нередки ещё, к сожалению, и педагоги,, занимающиеся своим делом формально, без любви к детям. Детские образы Чехова близки и до роги нам. Все они свидетельствуют о глу бокой наблюдательности автора, об изу мительном понимании детской психоло гии, а главное — все они согреты горя чей любовью к этим маленьким людям с большим, сложным внутренним миром. Рассказы А. П. Чехова о детях — одно из замечательнейших явлений в рус ской литературе. Чехов учит нас любить детей, быть внимательными к ним — будущим строителям жизни. В рассказах великого гуманиста Чехова — неисчер паемый источник познания детской ду ши, необходимого для воспитания новых людей — членов коммунистического об щества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2