Сибирские огни, 1954, № 3
летняя Аня реагирует уже иначе. Хотя сами копейки её не интересуют, ,но она «боится, чтобы кто-нибудь не выиграл». В ней говорит особый азарт — азарт са молюбия. Видя, что кухаркин сын Анд рей «прозевал» номер, она не говорит ему об этом. Но девятилетний Гриша, ученик приготовительного класса, играет уже исключительно ради денег. «Его ка рие глазки беспокойно и ревниво бегают по картам партнёров. Страх, что он мо жет не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриже ную голову, не дают ему сидеть спокой но, сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с жадностью хва тает деньги и тотчас же прячет их в карман». И когда у Андрея копейки кон чаются, Гриша категорически заявля ет: «Без денег нельзя». Растлевающая, беспощадно' жестокая власть денег и связанных о ними мелоч-« ных обывательских интересов — вот при-« чина, по которой родителям, дрожащим за своё материальное благополучие, не-« когда думать о детях. В этой власти, ца рящей в капиталистическом обществе, заложены корни превращения детей с их чистыми душами в чёрствых приобрета телей, а иногда и мошенников, в лакеев, пресмыкающихся перед обладателями богатств. Гимназист Коля в рассказе «Злой мальчик» из-за денег шантажиру ет свою сестру и её жениха. Чтобы по лучить гроши на пропитание, мать ма ленькой Сани («В приюте для неизлечи мых больных и престарелых») вынужде на пресмыкаться и подвергать свою дочь унижениям перед отвратительным скря- гой-дедушкой. Из-за проигранных восьми рублей становой пристав в рассказе «Не в духе» порет маленького сына только затем, чтобы на ком-нибудь сорвать до саду по поводу проигрыша. Гоняясь за всесильным капиталистом Варламовым, чтобы выгоднее продать шерсть, Иван Иванович Кузьминов («Степь») отправ ляет находящегося на его иждивении племянника Егорушку с возами — авось как-нибудь доедет. Мальчик заболевает, но какое до этого дело Кузьминову и его спутнику попу Христофору — они нашли Варламова, а это — главное. В конце концов Егорушка передаётся на попече ние почти незнакомой женщине. Для Егорушки начинается новая, неведомая жизнь, начало которой он «горькими сле зами приветствовал». Какова-то будет эта жизнь? — закан чивает Чехов повесть «Степь». Вопрос о будущем Егорушки и всех остальных детей волнует Чехова. Ясно, что дети состоятельных родителей в большинстве своём вырастут корыстны ми, мелкими людишками. Они скоро на учатся наживать и копить и так же бу дут со временем сечь своих детей, как делали это их родители. Они не могут стать иными, потому что о детства вос питываются в атмосфере лжи, погони за наживой. На примере взрослых они по знают истинную цену «чести» и «прав ды» буржуазного общества. Восьмилет ний Алёша («Житейская мелочь») наив но думал, что восхваляемая в книжках честь и правдивость действительно су ществуют в жизни окружающих его лю дей. Он простодушно, под «честное сло во» открывает Беляеву, любовнику сво ей матери, тайну о своих свиданиях с отцом, но Беляев выдаёт тайну Алёши и просто отмахивается при напоминании о честном слове. «А Алёша уселся в угол и с ужасом рассказывал Соне, как его обманули. Он дрожал, заикался,' плакал; это он первый раз в жизни ли цом к лицу так грубо столкнулся с ложью; ранее же он не знал, что на этом свете, кроме сладких груш, пирож ков и дорогих часов, существует ещё и многое другое, чему нет названия на детском языке». Сейчас он возмущён, но когда буржуазная, мещанская среда сде лает своё дело, Алёша по своим мораль ным качествам окажется не лучше Бе ляева. Иная доля ждёт детей бедноты, не знающих, что такое сладкие пирожки и дорогие часы, для которых наивыс шим счастьем является возможность хо тя изредка поесть досыта. Глубоким трагизмом веет от рассказов А. П. Че хова «Ванька», «Устрицы», «Спать хо чется», «День за городом». Беспросвет на жизнь Ваньки Жукова, над которым «подмастерья насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы. А еды никакой, утром дают хлеб и в обед каши, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают». Беспомощен Ванька настолько, что даже не знает, как пожаловаться дедушке, и пишет на конверте знаменитый адрес «На дерев ню дедушке Константину Макарычу». Не на что надеяться, нечего ждать Вань ке Жукову в мире собственничества. Хозяева разных званий, взрослые, сы тые люди могут делать с детьми всё, что им захочется. «Два господина в цилинд рах» кормят голодного ребёнка устрица ми, забавляясь тем, что он ест ракови ны. («Устрицы»), Накормить его по-на стоящему они «не догадаются» — это было бы совсем не забавно. Из хроники происшествий взял Чехов сюжет рассказа «Спать хочется». Три надцатилетняя «нянька» Варька ночью душит ребёнка. Душит потому, что ей смертельно хочется спать. Страшна ко роткая жизнь Варьки. Она голодала в деревне, а когда умер отец, пришлось вместе с матерью нищенствовать. Потом Варька «в услужении» у сапожника, тоже «хозяина». Днём Варька должна работать, ночью качать ребёнка. Она из мучена, она хочет спать. Кто же вино ват в её тяжкой доле, кто её враг? Ей, доведённой до состояния безумия, ка жется, что враг её — ребёнок... «Ложное представление овладевает Варь кой. Убить ребёнка, а потом спать,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2