Сибирские огни, 1954, № 3
не знают, зачем и как нужно это делать. Чаще всего они даже и не подозревают о существовании у ребёнка каких-то за просов, какой-то жизни, кроме чисто ра стительной. Они знают лишь одно: ребён ка нужно кормить, одевать, лечить, когда он бЬлен, когда же подрастёт — отдать в школу, и полагают, что это и есть воспитание. В рассказе «Событие» действуют двое детей — шестилетний Ваня и четырёх-’ летняя Нина. Перед нами снова обеспе ченная, «интеллигентная» семья. Утро. Ваня и Нина просыпаются, и мы сразу видим избалованных и в то же время лишённых настоящего воспитательного воздействия детей. Они грубы с нянь кой, валяются в постели, хотя давно по ра вставать. «Ваня морщит лоб и думает: к чему бы придраться, чтобы зареветь». Очевидно, это картина обычного утра де тей, с ними маме и папе заниматься «некогда». Но на этот раз обычный ход вещей нарушается «событием»: у кошки появились котята. Оно захватило детей.- Возникают разнообразные мечты о том, как устроить жизнь котят, их будущее. Дети счастливы. «В воспитании и в жизни детей, —. пишет Чехов, — домашние животные иг рают едва заметную, но несомненно бла городную роль... Мне даже иногда ка жется, что терпение, верность, всепро щение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребёнка гораздо сильнее и положи тельное, чем длинные нотации сухого и бледного Карла Карловича, или же ту манные разглагольствования гувернант ки, старающейся доказать ребятам, что вода состоит из кислорода и водорода». Но родителям Вани и Нины нет дела до душевных волнений детей. Котята для папаши только «гадость». И когда пёс Неро съедает их, то взрослым только смешно, им безразлично то, что делается в детских душах. Гораздо важнее игра в карты. А дети «плачут и долго думают об обиженной кошке и жестоком, наглом, не наказанном Неро». Для детей главный виновник трагиче ского события — Неро. Но дело не в нём. В этих двух рассказах Чехов ярко показал равнодушие и жестокость лю дей буржуазного общества к детям — самым маленьким, требующим к себе наибольшего внимания. С такой же глубиной развивается эта тема в других рассказах А. П. Чехова. В рассказе «Лишние люди» шестилет ний Петя лишний для мамаши, занятой «драматическим искусством», лишний по существу и для папаши, который думает о его воспитании только мимоходом, по случаю дачных неудобств. Без всяких оснований он ругает ребёнка, и лишь после того, как Петя называет его «ду раком» — спохватывается и как будто начинает понимать свою неправоту. Так же «воспитывает» сына в расска зе «Отец семейства» Степан Степаныч Жилин. «Отец твой работает, — кричит он, — и ты работай! Никто не должен да ром хлеб есть». Происходит сцена от вратительного издевательства над ребён ком, над домашними. Проснувшись после обеда, Жилин как ни в чём не бы вало пытается изобразить себя любящим отцом. Но Федя ему не верит. В нём зреет уже не любовь, а законная нена висть к человеку, который так с ним же сток и несправедлив. С особой силой и душевной болью клеймит Чехов холодную жестокость взрослых, спокойно избивающих детей. В коротенькой сценке «О драме» миро вой судья Полуектов, за приятельской закуской благодушно рассуждающий со своим другом полковником Финтифие- вым об искусстве, прерывает этот воз вышенный разговор для выполнения просьбы сестры: выпороть сына за по лученную двойку по греческому языку. После порки приятели спокойно возвра щаются к прерванной беседе, обменяв шись предварительно мнениями — чем лучше пороть, ремнем или как-нибудь иначе. Характерно, что героями этого рассказа являются квалифицированные интеллигенты тех времён — судья и полковник, причём генерального штаба. Величайшей иронией звучат заключи тельные строки рассказа: « — Выпьем... Дай бог, чтобы наши дети так умбли чув ствовать, как мы... чувствуем. Приятели выпили и заговорили о Шекспире». Это сочетание интеллигентского ханже ства с холодной звериной жестокостью, проявляемой в отношении слабого, без защитного ребёнка, производит исключи тельно отталкивающее впечатление. В этом рассказе и в рассказе «Слу чай с классикой» наряду с основной те мой бездушного отношения к детям. Че хов попутно обрушивается и на старую «классическую» школу. В обоих расска зах дети страдают из-за греческого язы ка — совершенно ненужного в средней школе предмета. Характерно, что один из самых зловещих чеховских образов учи тель Беликов является также преподава телем греческого языка. В данном слу чае Чехов в одном строю с передовыми русскими педагогами боролся против мертвящего душу «классицизма» дорево люционной школы. Какие же черты характера формиру ются у детей в результате тех методов «воспитания», которые показаны Чехо вым? Вот как будто совершенно идилли ческая картинка из жизни детей — рас сказ «Детвора». Родители уехали на крестины, и дети заняты игрой в лото. Кроме четырёх детей «хозяев» в игре участвует кухаркин сын Андрей. В про цессе игры обнаруживается отношение к ней детей. Самых маленьких — «карапу зика» Алёшу и шестилетнюю Соню ин тересует только процесс игры. Корыст ная сторона игры им ещё чужда. Восьми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2