Сибирские огни, 1954, № 3
И. ГОЛЬДБЕРГ Д е т и в п р о и з в е д е н и я х А . П . Ч е х о в а Необычайно многообразно творчество великого русского писателя-гуманиста Антона Павловича Чехова. Можно де сятки раз перечитывать любое его про изведение — и каждый раз перед взором читателя открываются всё новые и но вые картины, всё новые и новые сторо ны казалось бы давно уже знакомых об разов. Но не только великим художником был Чехов. Он был в то же время пыт ливым мыслителем и душевным печаль ником за человека, придавленного же стокой, неладной жизнью при капита лизме. Любить человека, всё человечество —< это значит прежде всего любить будущее этого человека — его детей. Чехов не внал путей, которыми придут ^люди к настоящей, свободной и светлой жизни, но он твёрдо верил, что эта замечатель ная жизнь настанет. Может быть, поэто му в его произведениях уделялось так много внимания детям. Для Чехова ре бёнок — растущий человек, о душе кото рого и о тех, кто должен эту душу вос питать, он говорил со всей беспощадной правдивостью глубоко чувствующего и мыслящего художника-реалиста. Количественно детские образы в твор честве Чехова занимают не очень боль шое место, но значение их исключитель но велико. Здесь особенно отразился дар Чехова немногими словами сказать о большом и важном. Два-три тонких, чёт ких штриха — и вот перед нами во всей своей многогранной сложности внутрен ний мир маленького, начинающего тер нистый жизненный путь человека. Читая Чехова, можно подумать, что он ставил перед собой цель проследить и показать развивающееся сознание ребёнка в его взаимоотношениях о окружающей ере- дой. Писатель рисует детские образы всех возрастов, начиная с Гриши, кото рому только что минуло два года и во семь месяцев, и кончая подростками и юношами. Шаг за шагом раскрывается перед нами нарастающий конфликт меж ду живой душой возникающего человека и окружающим миром, который «погиба ет не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мел ких дрязг» («Дядя Ваня»). Последовательно показывает Чехов, как уродует детскую душу вся система капиталистических отношений, её фаль шивая мораль. Галерея детских образов Чехова, если расположить их по возрасту, начинается Гришей, который, впервые покинув свой привычный «четырёхугольный мир», гуляет по бульвару. Он чрезмерно тепло одет, ему душно, а кругом всё та кое незнакомое, может быть, опасное. Казалось, в этом первом вступлении в широкий мир должна была сопрово ждать Гришу мама — самый близкий ему человек. Но мамы нет с ним в этот важ ный момент его жизни. Она жена состоя тельного представителя какой-то «сво бодной профессии» и занята чем-то дру гим. С Гришей — нянька, грубая женщи на, она бьёт его по рукам, называет ду раком, ведёт в пьяную компанию и дан« угощает водкой. Таково отношение к ре бёнку в состоятельной, очевидно, «куль турной» мелкобуржуазной семье, исчер пывающе обрисованное Чеховым бук вально несколькими строками. Но глав ное в рассказе — раскрытие внутреннего мира ребёнка, его восприятий окружаю щего. В «четырёхугольном мире», в кварти ре, Грише всё было знакомо, привычно и как будто понятно. В «большом» мире, на улице возникают самые разнообразные неожиданности. Вот, например, «какая-то няня сидит и держит маленькое корыто с апельсинами. Гриша проходит мимо и молча берёт себе один апельсин», за что получает удар по руке и окрик: —- «Дурак». Путём горького опыта он на чинает познавать, что апельсин — это не просто апельсин, который можно взять и съесть. Из своего’ первого путешествия в «большой» мир Гриша приносит много впечатлений, хочет о них рассказать, «во рочается с боку на бок; болтает и в кон це концов, не вынося своего возбужде ния, начинает плакать». Но мать также не понимает причин беспокойства ребён ка и ничем не может ответить на его душевную смятённость, кроме ложки касторки. Так с первых шагов своей жизни че ловек сталкивается с явлениями, кото рые самые близкие люди не хотят, не могут ему объяснить, потому что просто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2