Сибирские огни, 1954, № 3

ре ренсковый погреб. Книги же, в том числе Писарева, продал по 1 р. 5 к за пуд. Рост хищнических отношений в дерев­ не Щедрин художественно показал в це­ лом ряде своих произведений. Острым взором он видел социально-экономиче­ ское расслоение в пореформенной дерев­ не и приход «чумазого». Он создал обра­ зы Колупаева, Разуваева, Дерунова. Эту же тему Чехов в своей манере разраба­ тывает в повести «В овраге» (1900). Щедринскую тему обречённости дво­ рянства Чехов раскрывает в «Сосе­ дях» (1892), «Ариадне» (1895), «Моей жизни» (1896) и в других произведе­ ниях. Творчество Щедрина оказало громад­ ное влияние на развитие сатиры в рус­ ской литературе. Не без воздействия Щедрина вступил на путь сатирической аллегории В. М. Гаршин. Некоторые произведения В. Г. Короленко непосред­ ственно восходят к художественной мане­ ре Щедрина. Щедринские приёмы сати- ™пизаДии были использованы A. М. Горьким (особенно в «Русских сказках» и «Жизни Клима Самгина») и B. Маяковским. Наследие Чехова должно быть осозна­ но как закономерное развитие реалисти­ ческих и демократических традиций рус­ ской литературы. Оно свидетельствует об активном, творческом усвоении худо­ жественного опыта великих мастеров ху­ дожественного слова. В числе писателей, творческий опыт которых был учтён Че­ ховым, одно из первых мест принадле­ жит Щедрину. В этом смысле его можно назвать учителем и наставником Чехова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2