Сибирские огни, 1954, № 3
ре ренсковый погреб. Книги же, в том числе Писарева, продал по 1 р. 5 к за пуд. Рост хищнических отношений в дерев не Щедрин художественно показал в це лом ряде своих произведений. Острым взором он видел социально-экономиче ское расслоение в пореформенной дерев не и приход «чумазого». Он создал обра зы Колупаева, Разуваева, Дерунова. Эту же тему Чехов в своей манере разраба тывает в повести «В овраге» (1900). Щедринскую тему обречённости дво рянства Чехов раскрывает в «Сосе дях» (1892), «Ариадне» (1895), «Моей жизни» (1896) и в других произведе ниях. Творчество Щедрина оказало громад ное влияние на развитие сатиры в рус ской литературе. Не без воздействия Щедрина вступил на путь сатирической аллегории В. М. Гаршин. Некоторые произведения В. Г. Короленко непосред ственно восходят к художественной мане ре Щедрина. Щедринские приёмы сати- ™пизаДии были использованы A. М. Горьким (особенно в «Русских сказках» и «Жизни Клима Самгина») и B. Маяковским. Наследие Чехова должно быть осозна но как закономерное развитие реалисти ческих и демократических традиций рус ской литературы. Оно свидетельствует об активном, творческом усвоении худо жественного опыта великих мастеров ху дожественного слова. В числе писателей, творческий опыт которых был учтён Че ховым, одно из первых мест принадле жит Щедрину. В этом смысле его можно назвать учителем и наставником Чехова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2