Сибирские огни, 1954, № 3
ной форме по-новому сказать правду о позорных явлениях действительности. У Чехова была своя система художествен ного изображения жизни, построенная на стремлении к предельной «объективно сти». Именно поэтому Чехов признаётся в письме Е. 3. Коновицеру от 10 апреля 1897 года: «Салтыков интересен, но не много утомляет своей однообразной ма нерой».1 Чехов избегал непосредственных ав торских оценок, .публицистически за^- острённых выступлений. Но, чеховский «объективизм» отнюдь не означает ав торской бесстрастности, нежелания вме шиваться в жизнь. Построение рассказов у Чехова, метод повествования были та ковы, что у читателя неизбежно рожда лись мысли и настроения чрезвычайно большого значения. Именно в уменье подвести читателя к глубокому и серьёз ному осознанию действительности кроет ся тайна чеховского мастерства: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на чита теля, полагая, что недостающие в рас сказе субъективные элементы он подба вит сам»,1 2 — писал Чехов. Его «объекти визм» был продиктован желанием ярче показать жизнь, сильнее воздействовать на читателя. Чехов признаётся: «Над рассказами можно и плакать, и, стенать, можно страдать заодно со своими героя ми, но, полагаю, нужно это делать так, чтобы читатель не заметил. Чем объек тивнее, тем сильнее выходит впечатле ние».3 Эта забота о создании сильного впечатления у читателя видна в каждом чеховском рассказе. Основная черта творческой манеры Чехова состоит в необыкновенном богат стве и глубине содержания при строжай шей экономии художественных средств., Л. Н. Толстой с восхищением говорил: «Чехов — это Пушкин в прозе!» А. Н. Толстой в докладе первому съезду со ветских писателей о Чехове сказал: «Я перечитывал Чехова. В чём секрет его живых слов? За каждой фразой — жи вой человек, мало того -г- тип, мало того — эпоха».4 Есть нечто закономерное в том, что Чехов продолжил традиции Щедрина. Этого требовала сама жизнь; ведь в ней самой не исчезли те явления, которые были предметом сатирического осмеяния у Щедрина. Чехов явился его достой ным продолжателем, разрабатывая про блемы кардинального значения и находя новые и новые средства художественного изображения жизни. В обширном и разнообразном по идей ному содержанию творчестве Щедрина одно из значительных мест занимает те ма борьбы с пассивным отношением к жизни, со всякими проявлениями рабье 1 А. П. Ч е X о в, т. XVII, стр. 60. 2 А. П. Ч е х о в , т. XV, стр. 51. 3 А. П. Ч е х о в , т. XV, стр. 375. 4 А. Н. Т о л с т о й . Полное собрание сочи нений, т. XIII, М., 1949, стр. 358. го духа в человеке, с пощлостъю и лице мерием. В той или иной степени эту тему Щедрин разрабатывает на протяжении всего творческого пути, особенно же в: сатирах: «Пёстрые письма», «В среде- умеренности и аккуратности», «Совре менная идиллия», «Сказки». Достаточно- вспомнить сказку «Премудрый пескарь», в которой Щедрин заклеймил духовную- дряблость, .трусость, уход от обществен ной деятельности части русской интелли- генции в период реакции восьмидесятых годов. Эта тема о «сволочном» духе,, жившем в «мелком, измошенничавшем- ся душевно русском интеллигенте сред- него пошиба», явилась одной из цент ральных тем в творчестве самого Чехо ва. Уже в ранних рассказах Чехов не раз- разоблачает духовную мерзость интелли- гента-обывателя. Например, в рассказе «Маска» (1884) Чехов с тонким сарказ мом рисует растерянность интеллиген тов, узнавших в безобразничавшем буя не местного миллионера Пятигорова: «Интеллигенты заходили по клубу уны лые, потерянные, виноватые, шепчась и точно предчувствуя что-то недоброе».ь В рассказах «Пережитое» (1883), «Смерть чиновника» (1883), «Толстый и тонкий» (1883) ничтожный бытовой факт, мелочь приобретают обобщающее значение. Перед нами тот трагизм «мело чей», о котором писал А. М. Горький в статье о Чехове. В рассказах идёт речь о рабстве духа, об оскорблённом челове ческом достоинстве, об унижении чело века. В рассказах нельзя не видеть щед ринской сатирической остроты при че ховских приёмах письма. В творчестве зрелой поры та же тема получает гениальное художественное ис толкование в рассказах: «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», написанных в 1898 году. Известно, что революционные демокра ты вели непримиримую борьбу с либера-г лами, как наиболее опасными врагами ос вободительного движения русского наро да. Щедрин разоблачал либерализм во многих своих произведениях. В синтези рованном виде эволюция либерализма с замечательной силой представлена в зна менитой сказке «Либерал» (1885). Либе рал выдвинул многообещающую програм му и стал сначала действовать «по воз можности», затем стремился урвать «хоть- что-нибудь» и, наконец, вступил на путь «применительно к подлости». Чехов: гневно разоблачил либерализм во всяких его проявлениях. Так, в рассказе «Ис тория одного торгового предприятия» (1892) Андрей Андреевич Сидоров, полу чив от мамаши четыре тысячи рублей в наследство, сначала мечтал об искорене нии невежества и открыл книжный мага зин, «читал Михайловского и старался честно мыслить», но затем завёл бака лейный товар и, наконец, снял на база
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2