Сибирские огни, 1954, № 3
считают его своим кормильцем. В прош лом году получил наследство».1 Непосредственное воздействие сатиры Щедрина можно отметить во многих дру гих рассказах и фельетонах Чехова вось мидесятых годов. Сарказм «Об'ер-вер- хов» (1883), несомненно, подсказан щед ринскими «Благонамеренными речами» и «Современной идиллией». Верх благо намеренности Чехов видит в сотруднике реакционного «Киевлянина», некоем Т., который, начитавшись московских газет, в припадке покаяния, сделал у самого себя обыск. Не найдя ничего предосуди тельного, он всё-таки сводил себя в поли цейский участок. Чеховский рассказ «Добродетельный кабатчик» (Плач оску девшего, 1883) в сжатой форме воспро изводит сюжет щедринской сатиры «Убе жище Монрепо». В 1884 году Чехов пишет ряд сатири ческих рассказов с подзаголовком «Сказ ки»: «Говорить или молчать?», «Само обольщение», «Наивный леший». Эти рассказы, выдержанные в духе щедрин ской поэтики, представляют собой откли ки на явления общественной жизни вось мидесятых годов. Чехов разоблачает реакционную политику самодержавия, крохоборческую деятельность идеологов буржуазии — либералов. Особенно инте ресен по своей щедринской направлен ности рассказ «Говорить или молчать?». Два друга Крюгер и Смирнов ехали в вагоне железной дороги. Крюгер не без успеха ухаживает за девицей. Как до биться успеха? Крюгер советует молча ливому Смирнову быть разговорчивым. Следуя совету, Смирнов завязывает бе седу с незнакомым господином, откро венно отвечая на все его вопросы. В фи нале— «следуйте за мной!» Смирнов, по худевший и измученный, «тощий, как рыбий скелет», встречается с Крюгером только через два года. Как известно, этот чеховский рассказ не был пропу щен цензурой. По словам цензора, здесь «изображён правительственный шпион в синем костюме, в присутствии которого автор советует держать язык за зубами и не болтать лишнего, чтобы не быть арестованным и не настрадаться до исто щения сил». Цензор мотивировал запре щение рассказа тем, что в нём «наша внутренняя государственная жизнь пред ставлена в крайне безобразном виде».1 2 Под воздействием Щедрина Чеховым написаны рассказы: «В бане» (1885), «Рыбье дело» (1885), «Рыбья любовь» (1892). Щедрин любил использовать в сатирических • целях комизм ситуации бытовых отношений. Например, в «Со временной идиллии» мы находим сценку следующего содержания. В бане моются молодой человек и полицейский надзира тель. Не хватило горячей воды, и юноша 1 А. П. Ч е х о в , т. IV, стр. 565. 2 Комментарии к третьем у тому полного собрания сочинений и писем А. П. Чехова. М.. 1946, стр. 604. не удержался, — «такую пропаганду пу стил, что небу стало жарко!». «Только что он это самое слово вымолвил, смот рит, ан господин квартальный уж и мундиром оброс! В полном парате как есть, при шпаге и шляпе: «Извольте, го ворит, милостивый государь, повторить!» После этого случая в бане молодой чело- в-к года четыре «по судам колотился, всё чистоту свою доказывал» (XV, стр. 80). Комизм бытовых недоразуме ний у Щедрина содержит живой намёк на политическую обстановку восьмиде сятых годов. Подобно этому у Чехова в рассказе «В бане» цирюльник Михайло принял дьякона за человека «с идеями» и хотел заявить об этом «властям». Мож но не сомневаться, что Чехов сознатель но пользовался приёмами Щедрина. В рассказе «Рыбье дело» образы рыб служат целям сатирической персонифика ции социальных явлений. Как и в щед ринских сказках, традиционные сказоч ные образы являются аллегорическим выражением определённых обществен ных отношений, наделяются рядом кон кретных признаков эпохи восьмидесятых годов, социально переосмысляются. Так, в образе Щуки аллегорически представ лена правительственная реакция. «Щука. Рыба не красивая, не вкусная, но рассудительная, положительная, убеж дённая в своих щучьих правилах. Гло тает всё, что только попадётся ей на пу ти: рыб, раков, лягушек, уток, ребят... Когда ей указывают на её жадность и на несчастное положение мелкой рыбёшки, она говорит: «Поговори мне ещё, так жи во в моём желудке очутишься!» Когда же подобное указание делают ей старшие чином, она заявляет: «И-и, батюшка, да кто ню таперича рыбёшку не ест? Так уж спокон века положено, чтоб мы, щуки, всегда сыты были». В образе Головля Чехов аллегорически рисует приспосо бившегося к условиям реакции либерала. «Головль. Рыбий интеллигент. Галантен, ловок, красив и имеет большой лоб. Со стоит членом многих благотворительных обществ, читает с чувством Некрасова, бранит щук, но тем не менее поедает рыбёшек с таким же аппетитом, как и щука... Когда в интимных беседах его попрекают расхождением слова с делом, он вздыхает и говорит: — Ничего не поделаешь, батенька! Не созрели ещё пескари для безопасной жизни...»1. У Щедрина в целях разоблачения чуждых ему философских или политиче ских идей широкое применение находят пословицы, поговорки, меткие слова на родной речи. Например, пословицы «с сильным не борись», «все мы под богом ходим», «выше лба уши не растут» и другие являются формулами, выражаю щими пассивное отношение к жизни, преклонение перед судьбой, смирение пе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2