Сибирские огни, 1954, № 3

ничего общего о отказом от убеждений, от передовых идеалов и стремлений. В сердце и сознании Чехова жила мечта о подлинной свободе искусства, невоз­ можной в обществе, построенном на уг­ нетении и насилии. Изложенный Чехо­ вым эстетический кодекс в известной мере явился теоретически осознанным отражением собственной творческой практики. Ведь уже в ранних своих рас­ сказах, в условиях жестокой реакции, Чехов сумел нарисовать жуткую карти­ ну «фарисейства, тупоумия и произво­ ла» в общественных отношениях, в ис­ кусстве и науке. Поэтому было бы глубо­ ко ошибочно смотреть на чеховские рас­ сказы «Дочь Альбиона», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Унтер Пришибе- ев» и многие другие, как на невинные юморески. За смешными положениями у Чехова видно много «жестокого и про­ тивного» (Горький). В восьмидесятые годы Щедрин поль­ зовался громадной популярностью в пе­ редовых кругах русского общества. В гла­ зах «друга-читателя» Щедрин был и остался верным и последовательным вы­ разителем принципов революционной ма­ териалистической эстетики шестидеся­ тых годов. Щедрина называли «люби­ мым учителем», «святым стариком». Для Чехова Щедрин бЫл одним из наиболее чтимых писателей. Им увле­ кается Чехов в годы студенчества. В сво­ их воспоминаниях М. П. Чехов расска­ зывает, что А. П. Чехов проводил кани­ кулы во время пребывания в универси­ тете в городе Воскресенске, Московской губернии. Здесь медицинская молодёжь собиралась у земского врача П. А. Ар­ хангельского. На вечеринках «говори­ лось много либерального и обсуждались выдающиеся произведения тогдашней беллетристики и научной литературы. Салтыков-Щедрин не сходил с уст — им положительно бредили».1 С чувством восхищения Чехов пишет 16 февраля 1886 года по поводу сказки Щедрина «Праздный разговор» Н. А. Лейкину: «Прочтите в субботнем (15 фев­ раля) № «Русских ведомостей» сказку Щедрина. Прелестная штучка. Получи­ те удовольствие и руками разведёте от удивления: по смелости эта сказка со­ всем анахронизм».1 2 А. П. Чехов с огромным уважением относится к деятелям шестидесятых го­ дов. Он пишет А. Н. Плещееву 9 октяб­ ря 1888 года: «Шестидесятые годы — это святое время, и позволять глупым сусликам узурпировать его значит опош­ лять его».3 Одним из таких великих деятелей «святого времени» был для Чехова Щед­ рин. Когда Щедрин умер, Чехов писал 1 М. П. Ч е х о в . Антон Чехов на каникулах. Сборник «Чехов в воспоминаниях современ­ ников». Гос. изд. худ. лит. М., 1952, стр. 51. 2 А. П. Ч е х о в , т. XIII, стр. 175. » А. П. Ч е х о в , т. XIV, стр. 185. А. Н. Плещееву:. «Мне жаль Салтыкова. Это была крепкая, сильная голова. Тот сволочный дух, который живёт в мелком, измошенничавшемся душевно русском интеллигенте среднего пошиба, потерял^ в нём своего самого упрямого и назой­ ливого врага. Обличать умеет каждый газетчик, издеваться умеет и Буренин, но открыто презирать умел один только Салтыков».1 Пениальный сатирик знал произведе­ ния молодого писателя и ценил их. «Степь» Чехова Щедрин встретил с во­ сторгом. Сын А. Н. Плещеева писал Чехову: «Был отец у Салтыкова, кото­ рый в восторге от «Степи». — «Это пре­ красно», — говорит он отцу и вообще возлагает на вас великие надежды. Отец говорит, что он редко кого хвалит из но­ вых писателей, но от вас в восторге».2 Воздействие сатиры Щедрина на твор­ чество' Чехова не подлежит сомнению; Он учится, и следы усвоения им литера­ турного опыта гениального сатирика можно увидеть во многих рассказах и публицистических фельетонах. Влияние Щедрина на Чехова, особенно в ранний период, не было случайным. Чехову бы­ ли дороги идеи и идеалы «святого вре­ мени»; он не был и не мог быть безуча­ стен к тем проблемам, которые стави­ лись и решались его великими предшест­ венниками. Именно поэтому Чехов об­ ратился к щедринским приёмам сатири­ ческого заострения и преувеличения в; изображении действительности восьмиде­ сятых годов. Внимательное чтение про­ изведений Чехова даёт возможность установить, что щедринское воздействие проявилось в тематике рассказов, в спо­ собах их построения, использовании раз­ нообразных приёмов словоупотребления, непосредственных реминисценциях из Щедрина. «Тяготение» Чехова к сати­ рику чрезвычайно знаменательно. Оно показывает, как и под какими воздей­ ствиями развивалось дарование Чехова,, как зрела его творческая мысль. Чехов сам иногда подчёркивает род­ ственную связь, своих фельетонов с щед­ ринской сатирой. Так, в «Злостных бан­ кротах» (1883) характеристики героев сделаны в духе знаменитой «Описи гра­ доначальникам» в «Истории одного горо­ да» Щедрина. У Чехова читаем: «Борис Иванович, присяжный поверенный в Монрепо. Ежедневно можно видеть в здании Управы, где он на свой счёт устраивает сцену для любительских спек­ таклей. Первый любовник и сценариус. После спектаклей артистов и публику угощает ужином. Душа-человек». «Николай Осипыч, чиновник особых по­ ручений в Глупове. На прошлой неделе собирался в Париж. Если ещё не уехал, то можно застать у Марьи Карловны или Адели Петровны. Обе не без основания » А. П. Ч е х о в , т. XIV, стр. 365. 2 А. П. Ч е х о в , т. VII, стр. 524.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2