Сибирские огни, 1954, № 3
ничего общего о отказом от убеждений, от передовых идеалов и стремлений. В сердце и сознании Чехова жила мечта о подлинной свободе искусства, невоз можной в обществе, построенном на уг нетении и насилии. Изложенный Чехо вым эстетический кодекс в известной мере явился теоретически осознанным отражением собственной творческой практики. Ведь уже в ранних своих рас сказах, в условиях жестокой реакции, Чехов сумел нарисовать жуткую карти ну «фарисейства, тупоумия и произво ла» в общественных отношениях, в ис кусстве и науке. Поэтому было бы глубо ко ошибочно смотреть на чеховские рас сказы «Дочь Альбиона», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Унтер Пришибе- ев» и многие другие, как на невинные юморески. За смешными положениями у Чехова видно много «жестокого и про тивного» (Горький). В восьмидесятые годы Щедрин поль зовался громадной популярностью в пе редовых кругах русского общества. В гла зах «друга-читателя» Щедрин был и остался верным и последовательным вы разителем принципов революционной ма териалистической эстетики шестидеся тых годов. Щедрина называли «люби мым учителем», «святым стариком». Для Чехова Щедрин бЫл одним из наиболее чтимых писателей. Им увле кается Чехов в годы студенчества. В сво их воспоминаниях М. П. Чехов расска зывает, что А. П. Чехов проводил кани кулы во время пребывания в универси тете в городе Воскресенске, Московской губернии. Здесь медицинская молодёжь собиралась у земского врача П. А. Ар хангельского. На вечеринках «говори лось много либерального и обсуждались выдающиеся произведения тогдашней беллетристики и научной литературы. Салтыков-Щедрин не сходил с уст — им положительно бредили».1 С чувством восхищения Чехов пишет 16 февраля 1886 года по поводу сказки Щедрина «Праздный разговор» Н. А. Лейкину: «Прочтите в субботнем (15 фев раля) № «Русских ведомостей» сказку Щедрина. Прелестная штучка. Получи те удовольствие и руками разведёте от удивления: по смелости эта сказка со всем анахронизм».1 2 А. П. Чехов с огромным уважением относится к деятелям шестидесятых го дов. Он пишет А. Н. Плещееву 9 октяб ря 1888 года: «Шестидесятые годы — это святое время, и позволять глупым сусликам узурпировать его значит опош лять его».3 Одним из таких великих деятелей «святого времени» был для Чехова Щед рин. Когда Щедрин умер, Чехов писал 1 М. П. Ч е х о в . Антон Чехов на каникулах. Сборник «Чехов в воспоминаниях современ ников». Гос. изд. худ. лит. М., 1952, стр. 51. 2 А. П. Ч е х о в , т. XIII, стр. 175. » А. П. Ч е х о в , т. XIV, стр. 185. А. Н. Плещееву:. «Мне жаль Салтыкова. Это была крепкая, сильная голова. Тот сволочный дух, который живёт в мелком, измошенничавшемся душевно русском интеллигенте среднего пошиба, потерял^ в нём своего самого упрямого и назой ливого врага. Обличать умеет каждый газетчик, издеваться умеет и Буренин, но открыто презирать умел один только Салтыков».1 Пениальный сатирик знал произведе ния молодого писателя и ценил их. «Степь» Чехова Щедрин встретил с во сторгом. Сын А. Н. Плещеева писал Чехову: «Был отец у Салтыкова, кото рый в восторге от «Степи». — «Это пре красно», — говорит он отцу и вообще возлагает на вас великие надежды. Отец говорит, что он редко кого хвалит из но вых писателей, но от вас в восторге».2 Воздействие сатиры Щедрина на твор чество' Чехова не подлежит сомнению; Он учится, и следы усвоения им литера турного опыта гениального сатирика можно увидеть во многих рассказах и публицистических фельетонах. Влияние Щедрина на Чехова, особенно в ранний период, не было случайным. Чехову бы ли дороги идеи и идеалы «святого вре мени»; он не был и не мог быть безуча стен к тем проблемам, которые стави лись и решались его великими предшест венниками. Именно поэтому Чехов об ратился к щедринским приёмам сатири ческого заострения и преувеличения в; изображении действительности восьмиде сятых годов. Внимательное чтение про изведений Чехова даёт возможность установить, что щедринское воздействие проявилось в тематике рассказов, в спо собах их построения, использовании раз нообразных приёмов словоупотребления, непосредственных реминисценциях из Щедрина. «Тяготение» Чехова к сати рику чрезвычайно знаменательно. Оно показывает, как и под какими воздей ствиями развивалось дарование Чехова,, как зрела его творческая мысль. Чехов сам иногда подчёркивает род ственную связь, своих фельетонов с щед ринской сатирой. Так, в «Злостных бан кротах» (1883) характеристики героев сделаны в духе знаменитой «Описи гра доначальникам» в «Истории одного горо да» Щедрина. У Чехова читаем: «Борис Иванович, присяжный поверенный в Монрепо. Ежедневно можно видеть в здании Управы, где он на свой счёт устраивает сцену для любительских спек таклей. Первый любовник и сценариус. После спектаклей артистов и публику угощает ужином. Душа-человек». «Николай Осипыч, чиновник особых по ручений в Глупове. На прошлой неделе собирался в Париж. Если ещё не уехал, то можно застать у Марьи Карловны или Адели Петровны. Обе не без основания » А. П. Ч е х о в , т. XIV, стр. 365. 2 А. П. Ч е х о в , т. VII, стр. 524.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2