Сибирские огни, 1954, № 3
К 5 0 - л е т и ю с о А „ П ш Ч е х о в а С. Ф. БАРАНОВ А . П . Ч е х о в и М. Е . С а л т ы к о в -Щ е д р и н А. П. Чехов вошёл в русскую литера туру в восьмидесятые годы. Это был мрачный период реакции. Однако его нельзя назвать периодом застоя, упадка в развитии национальной русской демо кратической культуры. В восьмидесятых годах продолжалась деятельность вели ких учёных К. А. Тимирязева, Д. И. Мен делеева, И. М. Сеченова. В это время создают новые художественные полотна И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. Н. Крам ской. Они обращались в своём творчест ве к трагическим сторонам жизни, изоб ражали горестную долю народа, но их картины пробуждали сознание и звали к борьбе. В восьмидесятые годы в русском на роде зрели новые силы. В 1883 году бы ла основана первая русская марксист ская группа «Освобождение труда». Об эпохе восьмидесятых годов В. И. Ленин писал: «Именно в эту эпоху всего интен сивнее работала русская революционная мысль, создав основы социал-демократи ческого миросозерцания. Да, мы, рево люционеры, далеки от мысли отрицать революционную роль реакционных пе риодов».1 Реализм одерживает новые победы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского, В. Г. Короленко, В. М. Гаршина, Л. Н. Толстого. Буржуазная критика называла Чехова «певцом хмурых людей», считала песси мистом. Такой взгляд приводил к совер шенно превратному представлению о Че- хо е. Он видел много трагического в действительности, в ряде его произведе ний много скорби и горечи, он умел по казать правду, но не был пессимистом, не был проповедником пассивного отно шения к жизни. В критической литературе нередко го ворилось о воздействии на молодого Че хова юмористики восьмидесятых годов. С. Д. Балухатый писал, что работа Че хова в юмористических журналах была «своеобразной технологической шко лой».1 Однако ошибочно недооценивать пре емственную связь творчества Чехова с передовой русской национальной литера турой. Эта связь гораздо глубже и орга ничнее, чем думают некоторые исследо ватели творчества Чехова. Чехов воспринял и продолжил тради ции русской литературы — традиции Пушкина, Гоголя, Толстого, Щедрина. Искренности, честности в искусстве изоб ражения жизни Чехов учился у ¡великих мастеров русского художественного сло ва. «Художественная литература, — пи сал Чехов М. В. Киселёвой в 1887 го ду,^— потому и называется художествен ной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Её назначение — правда безусловная и честная».1 2 Правдивость в художественном воспро изведении действительности была глав ным эстетическим принципом, которым руководствовался Чехов в своей творче ской деятельности. С годами всё требо вательнее и ответственнее подходил Че хов к определению сущности и задач ху дожественной литературы. Чехов в 1888 году в письме А. Н. Плещееву сле дующим образом сформулировал свои эстетические убеждения: «Я ненавижу ложь и насилие во всех его видах... Фа рисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и ку тузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодёжи... Моё святое святых — это человеческое тело, здоровье, ум, та лант, вдохновение, любовь и абсолют нейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни- выража лись».3 В этих словах содержится программа, близкая по своим принципам к идейным заветам великих русских писателей. Сво бода, о которой пишет Чехов, не имеет 1 Статья «Мелкие ж урнальны е произведе ния Чехова». См. Сочинения Чехова, т. IV, 1931, стр. 36. 2 А. П. Ч е х о в . Полное собрание сочине нии и писем, т. XIII. ОГИЗ. М., 1948, стр 262. В дальнейш ем цитаты по этому изданию 3 А. П. Ч е х о в , т. XIV, стр. 177.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2