Сибирские огни, 1954, № 3

К 5 0 - л е т и ю с о А „ П ш Ч е х о в а С. Ф. БАРАНОВ А . П . Ч е х о в и М. Е . С а л т ы к о в -Щ е д р и н А. П. Чехов вошёл в русскую литера­ туру в восьмидесятые годы. Это был мрачный период реакции. Однако его нельзя назвать периодом застоя, упадка в развитии национальной русской демо­ кратической культуры. В восьмидесятых годах продолжалась деятельность вели­ ких учёных К. А. Тимирязева, Д. И. Мен­ делеева, И. М. Сеченова. В это время создают новые художественные полотна И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. Н. Крам­ ской. Они обращались в своём творчест­ ве к трагическим сторонам жизни, изоб­ ражали горестную долю народа, но их картины пробуждали сознание и звали к борьбе. В восьмидесятые годы в русском на­ роде зрели новые силы. В 1883 году бы­ ла основана первая русская марксист­ ская группа «Освобождение труда». Об эпохе восьмидесятых годов В. И. Ленин писал: «Именно в эту эпоху всего интен­ сивнее работала русская революционная мысль, создав основы социал-демократи­ ческого миросозерцания. Да, мы, рево­ люционеры, далеки от мысли отрицать революционную роль реакционных пе­ риодов».1 Реализм одерживает новые победы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского, В. Г. Короленко, В. М. Гаршина, Л. Н. Толстого. Буржуазная критика называла Чехова «певцом хмурых людей», считала песси­ мистом. Такой взгляд приводил к совер­ шенно превратному представлению о Че- хо е. Он видел много трагического в действительности, в ряде его произведе­ ний много скорби и горечи, он умел по­ казать правду, но не был пессимистом, не был проповедником пассивного отно­ шения к жизни. В критической литературе нередко го­ ворилось о воздействии на молодого Че­ хова юмористики восьмидесятых годов. С. Д. Балухатый писал, что работа Че­ хова в юмористических журналах была «своеобразной технологической шко­ лой».1 Однако ошибочно недооценивать пре­ емственную связь творчества Чехова с передовой русской национальной литера­ турой. Эта связь гораздо глубже и орга­ ничнее, чем думают некоторые исследо­ ватели творчества Чехова. Чехов воспринял и продолжил тради­ ции русской литературы — традиции Пушкина, Гоголя, Толстого, Щедрина. Искренности, честности в искусстве изоб­ ражения жизни Чехов учился у ¡великих мастеров русского художественного сло­ ва. «Художественная литература, — пи­ сал Чехов М. В. Киселёвой в 1887 го­ ду,^— потому и называется художествен­ ной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Её назначение — правда безусловная и честная».1 2 Правдивость в художественном воспро­ изведении действительности была глав­ ным эстетическим принципом, которым руководствовался Чехов в своей творче­ ской деятельности. С годами всё требо­ вательнее и ответственнее подходил Че­ хов к определению сущности и задач ху­ дожественной литературы. Чехов в 1888 году в письме А. Н. Плещееву сле­ дующим образом сформулировал свои эстетические убеждения: «Я ненавижу ложь и насилие во всех его видах... Фа­ рисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и ку­ тузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодёжи... Моё святое святых — это человеческое тело, здоровье, ум, та­ лант, вдохновение, любовь и абсолют­ нейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни- выража­ лись».3 В этих словах содержится программа, близкая по своим принципам к идейным заветам великих русских писателей. Сво­ бода, о которой пишет Чехов, не имеет 1 Статья «Мелкие ж урнальны е произведе­ ния Чехова». См. Сочинения Чехова, т. IV, 1931, стр. 36. 2 А. П. Ч е х о в . Полное собрание сочине­ нии и писем, т. XIII. ОГИЗ. М., 1948, стр 262. В дальнейш ем цитаты по этому изданию 3 А. П. Ч е х о в , т. XIV, стр. 177.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2