Сибирские огни, 1954, № 3
И. АРАЛИЧЕВ З а Иртышом Очерк 1 . Поезд шёл на восток. В нём ехала из Москвы в Сибирь на освоение целинных и залежных земель молодёжь. На боль ших станциях поезд встречали с оркест рами и речами. Вокзалы выглядели тор жественно и празднично. Алые полот нища и плакаты напоминали молодым пассажирам о приближающемся дне выборов в Верховный Совет СССР. Многие из них будут голосовать впервые в жизни. Города и сёла, большие и малые ре ки, леса и поля — не было, казалось, ни конца, ни края необъятной стра не. Какое раздолье! И сердце билось сильнее... На рассвете 12 марта 1954 года поезд прибыл в Омск. А следующую ночь груп па москвичей провела в сорока километ рах к западу от Омска, во временном своём пристанище — на центральной усадьбе Сосновского совхоза. Электрослесарь московского метропо литена Александр Палюткин проснул ся, сладко потянулся и рассмеялся: его разбудило пение петуха. Давно он не слышал этого пения — пожалуй, с того дня, как уехал из деревни в Москву, в школу ФЗО. Столько лет прожито в Москве, а эти впечатления детства не забудутся никог да. Да и разве только у него одного? Он посмотрел вокруг — в большой, свеже- выбеленной комнате, на простых, но чи стых постелях спало ещё пятеро москви чей. В поезде он убедился, что почти все они не были коренными москвичами. Один — из Смоленской области, жил и работал в Москве два года, другой — рязанский, земляк Александра, — всего год. Всех их тянуло к земле. Эта тяга и заставила молодёжь явиться в комитет комсомола и поехать на целинные зем ли Сибири. И вот она — эта земля — перед ними!.. Палюткин вскочил с кровати, быстро оделся, умылся и вышел на улицу. Пу шистый иней покрывал ветви деревьев, белый снег в бескрайней степи — всё это показалось ему ещё красивее, чем вчера. Всё здесь было ново, необычно, не похоже на родную рязанскую деревню. Немного и взгрустнулось. Палюткин вспомнил расставание на Казанском вокзале с женой — она никак не могла привыкнуть к мысли, что он уезжает так далеко... 14 марта Палюткин надел форменный китель метрополитеновца и, начистив до блеска ботинки, отправился голосовать. На избирательном участке, в клубе сов- хоза, он встретил Адель Нидиляеву — бывшего помощника начальника станции метро «Автозавод имени Сталина». Она тоже была одета по форме, как будто ей вступать на дежурство, только вместо красной фуражки на голове у неё был зелёный платочек. В клуб пришли и другие товарищи по эшелону — всё больше молодые строите ли из Щербаковского района столицы. По сравнению с Палюткиным, почти тридцатилетним человеком, побывавшим на войне, они, недавно окончившие ре. месленные училища и ещё донашивавшие чёрные шинели с металлическими пуго вицами, были очень молоды. Каменщики, плотники, облицовщики — они хорошо знали, как выглядит Москва с высоты двенадцатого этажа, но так же, как и Палюткин, никогда не видели сибир ских степей. Теперь им предстояло об щее дело — овладевать новыми профес сиями, 1 Москвичи, проголосовав, не покинули празднично украшенный клуб. Они зна комились с рабочими и служащими сов хоза, слушали рассказы старожилов. Осо бенно плотно окружили они Василия Кузьмича Тимофеева — председателя поселкового Совета. Он сам четверть ве ка тому назад по зову партии приехал сюда из города. — Когда мы пришли сюда, здесь было голое место, — рассказывает он окружив шей его молодёжи. — Нашей техникой были — топор и лопата, единственным строительным материалом — саман. Не имела тогда наша страна ни мощных гу сеничных тракторов, ни автомашин. Мы поднимали целину на слабосильных, часто выходивших из строя, тракторах загра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2