Сибирские огни, 1954, № 3
что, действительно, ноги водителя не множко не доставали до ножных педа лей. И когда надо было действовать по переменно руками и ногами для разво рота корпуса машины и подачи ковша, машинисту, чтоб достать ножные педа ли, приходилось почти соскакивать с си дения, а чтоб передвинуть ручные ры чаги, быстро возвращаться обратно. Всё это надо было делать молниеносно, чёт ко, чтобы не нарушать ритмичности все го цикла движений экскаватора — от подачи ковша в забой до его опроки дывания над отвалом или кузовом са мосвала. Этот порывистый, энергичный и в то же время очень чёткий ритм и темп работы, постепенно совершен ствуясь, и стал «почерком» экскаватор щика Василия Ильина. Хотя Василий внимательно и уважи тельно учился у Бакилина мастерству управления машиной, настойчиво пере нимал давно выработанные Бакилиным приёмы работы, но уже тогда почувство вал, что не всему надо у него учиться, не всё в нём нравится Ильину. Управ лял машиной Бакилин умело и расчёт ливо, но без огонька и увлечения, каким полон был молодой его стажёр. Сидя за рычагами экскаватора, Бакилин ра ботал с такой скучной размеренностью, о таким равнодушием к работе, что Василию порой становилось муторно и обидно. — А за ради чего тут пластаться, ка кого чёрта тут заработаешь при таких расценках и нормах, — частенько ныл Бакилин. — На севере я выгонял в месяц по две-три тысячи рублей на таком же «Омике» и при таком грунте... — А зачем же тогда, Михаил Алек сандрович, уезжал оттуда? — наивно спрашивал Василий. — Рыба ищет где глубже, а человек где лучше, — отвечал Бакилин, — думал, что здесь на такой стройке будет лучше... Да и климат Севера и Средней Азии мне надоел... Как оказалось впоследствии, этого экскаваторщика-кочевника не устроил и «климат» обской стройки: он перехо дил с машины на машину, некоторое время работал на шагающем экскаваторе, и не удовлетворённый заработком подал ся снова в Среднюю Азию... Но главное, что не нравилось Василию в Бакилине и некоторых других ста рых экскаваторщиках, — это равнодуш ное, даже пренебрежительное отношение к той могучей и совершенной технике,* какою страна оснащала строительство. Происходило это главным образом из-за того, что машинисты экскаваторов, рабо тая посменно на одной и той же маши не, заботились только о собственной вы работке, о том, как выжать возможно больше из машины в свою смену. Быва ло, что машинист, «выгоняя ковши», доводил машину до какой-нибудь неис правности и в таком виде сдавал её сменщику. Неизбежный простой машины выпадал на долю другого. По-настоящему никто из машинистов не нёс ответствен ности за состояние экскаватора. Работа в одиночку не давала всей той боль шой производительности, какую потенци ально имела эта могучая и умная ма шина. Не могла мириться с таким положе нием горячая душа солдата, комсомольца Ильина, жаждущая больших дел, при выкшая себя всегда чувствовать частью большого коллектива, всегда в строю. Ещё во время учёбы, а затем за рабо той на экскаваторе, в экипаже «Омика» у Василия зародилась, окрепла мысль о создании дружной, работящей моло дёжной экскаваторной бригады. По глу бокому убеждению Ильина, экскаватор мог по-настоящему показать себя лишь тогда, когда им будет управлять по-ар мейски. крепко слаженный экипаж. Василий Ильин внимательно присмат ривался к своим товарищам по работе, постепенно отбирая, выделяя тех, кто наиболее подходил для задуманного им дела. Больше всего ему пришлись по сердцу несколько молодых экскаваторщи ков, годом позднее его пришедших на эту стройку, так же, как и он, по лучивших здесь профессию экскаватор щика. И когда представилась Василию возможность осуществить свой замы сел, его без всяких опасений назначи ли старшим машинистом на экскаватор и разрешили подобрать экипаж, — люди в бригаду были подобраны уже давно и сговорились давно между собою. Смен ными машинистами и помощниками ма шинистов в бригаду вошли комсомольцы Алексей Сидоренко, Михаил Шпаков, Леонид Иванов, Николай Захаров и ди зелист — коммунист Зверьков. С момента своего создания экипаж экскаватора перешёл от одиночно-смен ной работы на бригадно-коллективный метод организации труда, на работу «в общий котел». Экскаваторная комсо мольско-молодёжная бригада Василия Ильина работает дружно, напористо, из месяца в месяц повышая и улучшая по казатели, первенствует в предмайском соревновании механизаторов правобег режного строительного фронта. ** * В клубе правобережного посёлка строителей шумно, и весело. Идёт само деятельный спортивно-показательный ве чер молодёжи. Перед молодыми гидро строителями, густо заполнившими не большой зал, выступают, показывая свою силу и ловкость, юноши и девуш ки — гимнасты и акробаты спортивного общества «Энергия». Каждый номер программы сопровож дается почти не смолкающими аплодис ментами и одобрительным гулом зрителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2