Сибирские огни, 1954, № 3

что, действительно, ноги водителя не­ множко не доставали до ножных педа­ лей. И когда надо было действовать по­ переменно руками и ногами для разво­ рота корпуса машины и подачи ковша, машинисту, чтоб достать ножные педа­ ли, приходилось почти соскакивать с си­ дения, а чтоб передвинуть ручные ры­ чаги, быстро возвращаться обратно. Всё это надо было делать молниеносно, чёт­ ко, чтобы не нарушать ритмичности все­ го цикла движений экскаватора — от подачи ковша в забой до его опроки­ дывания над отвалом или кузовом са­ мосвала. Этот порывистый, энергичный и в то же время очень чёткий ритм и темп работы, постепенно совершен­ ствуясь, и стал «почерком» экскаватор­ щика Василия Ильина. Хотя Василий внимательно и уважи­ тельно учился у Бакилина мастерству управления машиной, настойчиво пере­ нимал давно выработанные Бакилиным приёмы работы, но уже тогда почувство­ вал, что не всему надо у него учиться, не всё в нём нравится Ильину. Управ­ лял машиной Бакилин умело и расчёт­ ливо, но без огонька и увлечения, каким полон был молодой его стажёр. Сидя за рычагами экскаватора, Бакилин ра­ ботал с такой скучной размеренностью, о таким равнодушием к работе, что Василию порой становилось муторно и обидно. — А за ради чего тут пластаться, ка­ кого чёрта тут заработаешь при таких расценках и нормах, — частенько ныл Бакилин. — На севере я выгонял в месяц по две-три тысячи рублей на таком же «Омике» и при таком грунте... — А зачем же тогда, Михаил Алек­ сандрович, уезжал оттуда? — наивно спрашивал Василий. — Рыба ищет где глубже, а человек где лучше, — отвечал Бакилин, — думал, что здесь на такой стройке будет лучше... Да и климат Севера и Средней Азии мне надоел... Как оказалось впоследствии, этого экскаваторщика-кочевника не устроил и «климат» обской стройки: он перехо­ дил с машины на машину, некоторое время работал на шагающем экскаваторе, и не удовлетворённый заработком подал­ ся снова в Среднюю Азию... Но главное, что не нравилось Василию в Бакилине и некоторых других ста­ рых экскаваторщиках, — это равнодуш­ ное, даже пренебрежительное отношение к той могучей и совершенной технике,* какою страна оснащала строительство. Происходило это главным образом из-за того, что машинисты экскаваторов, рабо­ тая посменно на одной и той же маши­ не, заботились только о собственной вы­ работке, о том, как выжать возможно больше из машины в свою смену. Быва­ ло, что машинист, «выгоняя ковши», доводил машину до какой-нибудь неис­ правности и в таком виде сдавал её сменщику. Неизбежный простой машины выпадал на долю другого. По-настоящему никто из машинистов не нёс ответствен­ ности за состояние экскаватора. Работа в одиночку не давала всей той боль­ шой производительности, какую потенци­ ально имела эта могучая и умная ма­ шина. Не могла мириться с таким положе­ нием горячая душа солдата, комсомольца Ильина, жаждущая больших дел, при­ выкшая себя всегда чувствовать частью большого коллектива, всегда в строю. Ещё во время учёбы, а затем за рабо­ той на экскаваторе, в экипаже «Омика» у Василия зародилась, окрепла мысль о создании дружной, работящей моло­ дёжной экскаваторной бригады. По глу­ бокому убеждению Ильина, экскаватор мог по-настоящему показать себя лишь тогда, когда им будет управлять по-ар­ мейски. крепко слаженный экипаж. Василий Ильин внимательно присмат­ ривался к своим товарищам по работе, постепенно отбирая, выделяя тех, кто наиболее подходил для задуманного им дела. Больше всего ему пришлись по сердцу несколько молодых экскаваторщи­ ков, годом позднее его пришедших на эту стройку, так же, как и он, по­ лучивших здесь профессию экскаватор­ щика. И когда представилась Василию возможность осуществить свой замы­ сел, его без всяких опасений назначи­ ли старшим машинистом на экскаватор и разрешили подобрать экипаж, — люди в бригаду были подобраны уже давно и сговорились давно между собою. Смен­ ными машинистами и помощниками ма­ шинистов в бригаду вошли комсомольцы Алексей Сидоренко, Михаил Шпаков, Леонид Иванов, Николай Захаров и ди­ зелист — коммунист Зверьков. С момента своего создания экипаж экскаватора перешёл от одиночно-смен­ ной работы на бригадно-коллективный метод организации труда, на работу «в общий котел». Экскаваторная комсо­ мольско-молодёжная бригада Василия Ильина работает дружно, напористо, из месяца в месяц повышая и улучшая по­ казатели, первенствует в предмайском соревновании механизаторов правобег режного строительного фронта. ** * В клубе правобережного посёлка строителей шумно, и весело. Идёт само­ деятельный спортивно-показательный ве­ чер молодёжи. Перед молодыми гидро­ строителями, густо заполнившими не­ большой зал, выступают, показывая свою силу и ловкость, юноши и девуш­ ки — гимнасты и акробаты спортивного общества «Энергия». Каждый номер программы сопровож­ дается почти не смолкающими аплодис­ ментами и одобрительным гулом зрителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2